В треске хлопушек ушел Старый Год.
Запах весны теплый ветер несет.
Выпьем вина встретив солнца восход,
Новый прибьем амулет у ворот.
Ван Аньши (1026—1086)
Две войны за десятилетие, выигранные Японией, сделали ее региональной сверхдержавой. Огромный Китай оказался вынужден избавиться от презрительного отношения к своим восточным "отсталым" соседям. Отразилось оно и на экономике. Поднебесная открыла для себя японское военное судостроение. Уже во время, а наиболее активно, после русско-японской войны, японские верфи, еще недавно только набиравшиеся опыта у своих европейских коллег, стали строить гражданские и военные корабли для своих азиатских соседей-Кореи, Китая, Сиама. Строительство на японских верфях было быстрее и дешевле, чем в Европе. Всего через 10 лет Япония будет строить эсминцы для когда-то второй морской державы мира, Франции...
Китайцы народ практичный, умеющий смирить гордыню ради выгоды. В 1904 году на фирме "Кавасаки" в Кобе была заложена первая канонерская лодка для китайского флота- «Цзянъюань».
Всего наместник Лянгуана Чэнь Гуантао заказал японской фирме Kawasaki Shipbuilding Corporatio в Кобэ четыре канонерских лодки водоизмещением 525-565 тонн. Стоимость одного корабля составила 315 тысяч иен (135 000 юаней). Готовые секции доставлялись в Шанхай и собирались на местной верфи «Цзяннань». На темпы строительства не повлияла даже русско-японская война. Головная «Цзянъюань» была готова в 1905 году, остальные – в 1907 году.
Это были низкобортные корабли излюбленного китайского универсального класса "река-море".
Несмотря на то, что цинские адмиралы и сановники продолжали активно посещать западные страны, размещая заказы на новые крейсера и эсминцы, но японские корабелы, несмотря на все проблемы между государствами, к концу 30-х годов практически вытеснили западных конкурентов из поставщиков китайского флота. После многочисленных серий канонерок японцы стали строить для китайцев и так любимые ими малые крейсера.
Синхайская революция и появление Китайской республики только ускорили этот процесс.
«Цзянъюань» Kiang Yuan Chiang Yuan(江元)«Kawasaki», Кобэ. Заложена в 1904 году, спущена на воду 16 ноября 1904 года, вошла в строй в 1905 году. Списана 1963 в ВМС КНР
«Цзянхэн» Kiang Heng Chiang Hung(江亨)«Kawasaki», Кобэ. Заложена 5 декабря 1906 года, спущена на воду 25 июня 1907 года; вошла в строй 19 ноября 1907 году. Потоплена 31 октября 1929 года РККА во время битвы при Тунцзяне (Лаха-Сусу)
«Цзянли» Kiang Li Chiang Li(江利)«Kawasaki», Кобэ. Заложена в 1906 году, спущена на воду 18 августа 1907 года, вошла в строй в 1907 году. Затоплена 25 декабря 1937 года в Циндао
«Цзянчжэнь» Kiang Chen Chiang Chen(江贞)«Kawasaki», Кобэ. Заложена в 1906 году, спущена на воду 18 сентября 1907 года, вошла в строй в 1907 году. Затоплена 12 ноября 1938 года японской авиацией на Янцзы
Водоизмещение 565 тонн; длина 51,8/54,1 м, ширина 8,5 м, осадка 2,1 м;
Двигатели-2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 2 котла Ярроу; 2 винта. 950 инд. л.с.; скорость 13 узлов; запас угля 113 тонн. Экипаж 85-123 человек.
Вооружение- одно 120-мм/40 Армстронг ВВ, одно 76-мм/40 орудия Армстронг Н, четыре 47-мм/40 пушки Гочкис, , четыре 7,62-мм пулемета
Классические китайские канонерки для действий в прибрежных районах и на полноводных китайских реках. Скорость на мерной миле показали от 14,6 до 15,1 узла. Вооружение состояло из 120 мм орудия Армстронга, 76 мм орудия британской модели японского производства, четырех 47 мм пушек Гочкиса.
«Цзянхэн» в 1929 году перевооружена, вместо кормового 76-мм установлены 88-мм орудие, 40-мм автомат «пом-пом» и два 87-мм бомбомета.
«Цзянъюань» в 1920 году прошла капитальный ремонт и модернизацию на верфи «Цзяннань» в Шанхае. В августе 1937 года на нее установлен 20-мм автомат, снятый с канонерской лодки (бывшего минного крейсера) «Датун». Осенью 1938 года канонерка повреждена японцами на Янцзы. Разоружена, орудия переданы сухопутным войскам.В 1942 году отремонтирована. В 1949 году захвачена коммунистами. С 1949 года служила в составе ВМС НОАК под прежним названием до 1963 года.
«Цзянли» с марта 1927 года входила в состав Северо-Восточной эскадры. Визуальное отличие-две узких марки вверху обеих труб. 25 декабря 1937 года затоплена экипажем в Циндао при наступлении японских войск.
«Цзянчжэнь» повреждена при атаке японского самолета на реке Янцзы в районе Ханькоу (Ухань) и выбросилась на мель. Даты в источниках не совпадают, по одним она была 20-21 июля 1937 года повреждена японской авиацией, а 26 июля взорвана экипажем; по другим повреждение произошло 27 октября 1938 года, а затопление 12 ноября 1938 года. Вероятнее датировка 1938 годом, ибо активные бои в районе Уханя шли именно летом-осенью 1938 года.
«Цзянхэн» имеет наиболее интересную для нас историю, связанную с нашей страной. После начала гражданской войны в России власть на окраинах страны ослабла вследствие иностранной интервенции. Особенно сильно это проявилось в Приамурье. К сентябрю 1918 года прекратила существование Амурская флотилия, часть кораблей была захвачена японскими интервентами, часть уничтожена экипажами во избежание захвата.
Ситуация осложнялась тем, что на Амуре только Россия имела право иметь военные корабли по российско-китайскому договору (царские дипломаты подстраховались, так как остальные реки Китая были проходным двором для кораблей великих держав. Но после исчезновения русской флотилии на Амуре расцвел бандитизм, хунхузы активно использовали реку для своих набегов.
В итоге китайское командование приняло решение о создании Сунгарийской флотилии (Сунгари-приток Амура) на базе речного порта пункт Тунцзян (маньчжурский Лаха-Сусу) в низовьях Сунгари.
Главный инспектор Морского министерства контр-адмирал Ван Цзунвэнь в начале 1919 года предложил организовать на Сунгари военную флотилию из вооруженных гражданских судов. В июле 1919 года в Харбине было создано Управление по организации речной охраны Цзилиня и Хэйлунцзяна (Цзихэй цзянфан чоубэйчу), которому были переданы три местных парохода с малой осадкой "Цзяннин", "Тунчан" и "Цзянцзинь", выкупленные у товарищества "Утун". Их вооружили и переименовали, соответственно, в "Цзянпин", "Цзяньань" и "Цзянтун". Четвертым кораблем флотилии стал "крейсер" Охранной стражи КВЖД "Шестой", реквизированный китайцами и переименованный в "Лицзи". Командиром флотилии стал сам Ван Цзунвэнь.
21 июля 1919 года на усиление харбинской флотилии из Шанхая вышел отряд в составе канонерок «Цзянхэн», «Лицзе» (экс-"Оттер"), «Ли-суй» (экс-"Фатерлянд"), буксира «Личуань» (буксир постройки Цзяннаньского арсенала, Шанхай, 1916 г., 375 тонн) и транспорта «Цзинъань». Командовал отрядом командир Гирин-Хэйлунцзянской речной охранной флотилии ( по совместительству командир транспорта «Цзинъань») контр-адмирал Гань Ляньао (甘聯璈). Во Владивосток отряд прибыл 29 июля 1919 года. Попытки согласовать проход китайских кораблей по Амуру были безрезультатны. Против были и колчаковский представитель и японцы.
Для того чтобы добраться до Харбина, китайскому отряду надо было пройти Татарский пролив, войти в устье реки Амур и по ней, по российской территории, подняться до реки Сунгари. На входе в устье Амура командование отрядом перешло к капитану 2 ранга Чэнь Шиину (陈世英), по совместительству командиру канонерки «Цзянхэн». Учитывая состояние гражданской войны китайцы не сильно утруждали себя получением разрешений на проход. Но, как утверждают очевидцы, помехи китайцам устроили союзники-японцы, которые за несколько дней сняли указатели на подводные рифы. Более того, перед хабаровским мостом были выставлены мины, а китайские корабли были встречены артиллерийским огнем с берега. Это оказалась батарея атамана Семенова, находившегося с японцами в тесном контакте.
Китайские корабли ответного огня не открывали, отошли назад и остановились 2 сентября в Николаевске. Учитывая приближающийся ледостав китайцы решили зазимовать в Николаевске, а по весне продолжить путь к месту приписки.
Волею судеб китайцы оказались в эпицентре так называемого "николаевского инцидента", одной из самых кровавых страниц гражданской войны на Дальнем востоке. Есть несколько трактовок этих событий, поэтому ограничимся фактами и участием китайцев.
Николаевск в это время находился под властью белых. Кроме того в городе был расквартирован японский батальон майора Исикава. Китайцев поселили на берегу, в общежитиях, на кораблях остались только караулы.
Но спокойно перезимовать китайцам не удалось. В конце октября 1919 года стало известно о приближении красных. Один из полевых командиров, Яков Тряпицын, самостоятельно собрал крупный и растущий партизанский отряд, преобразованный в итоге в Николаевский фронт РККА. Отправленные в Николаевск парламентеры были зверски убиты. После захвата прикрывающей город крепости Чныррах, где на сторону красных перешла часть гарнизона, отряд обзавелся артиллерией. После артобстрела японских позиций, японцы заявили о нейтралитете и красные в феврале 1920 года заняли город.
Однако в ночь с 11 на 12 марта японские войска при поддержке многочисленного японского населения и белогвардейского подполья города совершили "превентивное" нападение на советские войска и органы Советской власти. Тряпицын был тяжело ранен, ряд командиров и сотни бойцов погибли. Городские бои продолжались несколько дней. Соотношение сил изменил подход к красным Горно-Амгуно-Кербинского полка.
Китайскую флотилию, как удачно подвернувшуюся "третью силу", пытались перетянуть на свою сторону белые еще при подходе отряда Тряпицына, но Чэн Ши-ин категорически отказался, сославшись на полный нейтралитет и ожидавший его Харбин. Угрозы белых самостоятельно разоружить китайские канонерки и использовать их пушки против красных, заставили китайцев вернуть экипажи на корабли и занять круговую оборону. В свою очередь, Чэн Ши-ин предупредил, что при нападении на корабли будет стрелять по городу. С занявшими город красными китайцы с самого начала наладили хорошие отношения, благо у Тряпицына воевало много китайцев из Шаньдуна.
Поэтому, когда партизаны обратились к китайцам с просьбой предоставить артиллерию для подавления японского восстания, китайцы не смогли отказать. Утверждается, что были переданы два орудия и 21 снаряд.
По типу пушек мемуары и документы противоречивы. Говорилось и о 5-ствольной митральезе и о 76 мм японской пушке с кормы «Цзянхэн». На самом деле, скорее всего, речь шла о 37-мм 5-ствольной револьверной пушке Гочкиса с буксира «Личуань» и 47 мм пушке с флагманской канонерки «Цзянхэн».
В результате после нескольких дней боев японское восстание было подавлено, практически весь японский гарнизон и японское население города (834 человека) было уничтожено. Так как большая часть командиров и советских руководителей погибла и была ранена, остановить самосуды было некому.
Кроме того, под угрозой нападения и мести японцев, красные были вынуждены оставить Николаевск, эвакуировать иностранное население в Китай, а русское в тайгу. Поведение японцев на оккупированной русской территории было уже известно. Во избежание создания японцами в Николаевск военной базы, город был сожжен. При эвакуации около сотни японских пленных и арестованные "контрреволюционные элементы" были расстреляны.
Весной китайская эскадра отправилась в Харбин. Там Чэнь Ши-ина разжаловали «за помощь русским партизанам», но он оперативно сменил документы на Цзи Лян-цай и был восстановлен в прежней должности. Так работает китайская бюрократия.
«Цзянхэн» стала флагманом китайской Сунгарийской флотилии. Следующая встреча с русскими стала для не роковой. Осенью 1929 года Китай представлял собой рыхлое, формально единое государство, осколками которого правили так называемые "милитаристы", фактически полевые командиры со своими армиями.
В Манчжурии "рулил" "молодой маршал" Чжан-Сюэлян, которого Чан-Кайши, глава единого гоминьдановского Китая, уговорил решить проблему КВЖД, экстерриториальной железной дороги, находившейся в собственности СССР. От кровавых провокаций "белокитайцы" перешли к прямому захвату дороги, убийствам и арестам русских служащих. В распоряжении Чжан Сюэляна была и Сунгарийская флотилия в составе 11 вымпелов, включая уже знакомые нам канонерки «Цзянхэн»(флагман), двух бывших "немцев" «Лицзе» (экс-"Оттер") и «Ли-суй» (экс-"Фатерлянд"), буксира «Личуань». Также в составе флотилии находились вооруженные баржи (плавбатареи) и небольшие пароходы.
В литературе того времени, китайской и нашей, «Цзянхэн» именуется не иначе как "речной крейсер"(«крейсер Киан-Хын»), скорее всего благодаря благородному силуэту.
В ходе конфликта на КВЖД флагман Сунгарийской флотилии 30 октября обстреляла советские канонерки и тральщики у заграждения возле деревни Фанзятунь. Из-за снижения уровня воды в реке «Цзянхэн» не смогла пройти выше Фугдина. 31 октября 1929 года около Фугдина канонерская лодка была атакована двумя гидросамолетами МР-1 68-го авиаотряда (командир отряда Эдуард Мартынович Лухт и летчик Д.И. Боровиков) с авиатранспорта «Амур» и затонула. Из экипажа удалось спастись только четверым.
Белокитайцы были наголову разгромлены войсками РККА. Сунгарийская операция успешно завершилась 16 октября. Сунгарийская речная флотилия была полностью уничтожена.
Канонерка была поднята в 1931 году, затем захвачена японцами при оккупации Манчжурии и восстановлена с проведением модернизации. Судьба после 1934 года неизвестна, скорее всего, ее сдали на слом.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам