Найти в Дзене
Культ Культуры

История цвета. Почему Зевс голубой?

"Влияние" цвета на человека, символика цвета - продукты культуры, которые родились не сейчас и не сразу стали такими, какими они являются в начале XXI века. Более того, смыслы и особенности влияния цвета не будут такими вечно. Почему? Человек - сложное, неизмеримое и метаморфичное существо, которое меняет мир и меняется само. То, что было понятным и принятым вчера - меняется сегодня и наверняка изменится завтра. Так, зеленый перестанет "успокаивать" и начнет сигнализировать о развитии или экологичности; пурпурный из цвета императоров превратился в знак королевского траура, затем в разбелке стал цветом старушек (вспомните бабушкины волосы), а потом символом анимешной магии и мультипликационных единорогов!

Цвета за всю историю много раз меняли значения и функции. И мы должны помнить о том, что их смыслы - игра, в которую играть нам столько, сколько существует свет и человечество.

Начало истории цвета тут. Черный. Красный. Желтый. Зеленый. Синий.

Сегодня рассказ о символике синего в античности - в Древней Греции и Древнем Риме.

Мозаики античности можно рассматривать вечно. Они не менее интересны в деталях, чем средневековые маргиналии
Мозаики античности можно рассматривать вечно. Они не менее интересны в деталях, чем средневековые маргиналии

Многое у этих древних ребят, которым до сих пор восхищается весь мир, воспевая "чудо античности", в прочтении значений цвета было общим. В целом, вся культура античности была одна на двоих, точнее - на троих - критян, греков и римлян. Они с большим удовольствием поглотили культурные ценности друг друга (это называется "закон преемственности"). При этом, они не просто пользовались захваченным (философией, литературой, религией), но и совершенствовали.

Аполлон и музы
Аполлон и музы

Одним из приоритетных цветов для культуры был голубой/синий - восхищение к небу и Средиземному морю нужно было зафиксировать.

-3

Критяне первыми освоили античную локацию. Будучи мореплавателями к синему они относились очень трепетно. Остатки крито-микенских фресок в изобилии содержат морскую атрибутику и цвета:

-4
-5
-6
-7
-8

А греки связали этот цвет не столько с морем, сколько с небом и его силой. Согласно ранней мифорелигиозной традиции, синий считался атрибутом Зевса/Юпитера – цветом неба и молний, знаком бога-властителя Олимпа.

-9

Поклонение отцу богов требовало соответствующих почестей: ношение мужчинами голубой одежды означало почтение к Зевсу/Юпитеру.

-10
-11

Так, синий цвет в ходе смысловой динамики, кроме неба и воды, обрел функционал культурной идентификации пола в качестве маркера мужского начала.

Небесный цвет никак не был связан с сексуальной ориентацией любвеобильного олимпийца. То, о чем вы подумали, обозначалось у греков зеленым)).

Тот самый момент - Зевс похищает Ганимеда. Вообще, он всегда превращался ради своих любовных похищений - белый бык ради Европы, лебедь - ради Леды, золотой дождь - ради Данаи. Тут орел. Двоякий смысл трансформ: с одной стороны - Зевс не мог явиться в божественном виде, так как это убило бы объект любви. С другой стороны - чувства меняют)))
Тот самый момент - Зевс похищает Ганимеда. Вообще, он всегда превращался ради своих любовных похищений - белый бык ради Европы, лебедь - ради Леды, золотой дождь - ради Данаи. Тут орел. Двоякий смысл трансформ: с одной стороны - Зевс не мог явиться в божественном виде, так как это убило бы объект любви. С другой стороны - чувства меняют)))

Позже в значения синего вошли обозначения Посейдона/Нептуна. Понятное дело - боги моря.

-13

Синим обозначили и Кроноса/Сатурна – божеств доолимпийского периода. Кронос - бог времени, сын Урана - бога неба, титан. Опасаясь свержения, Сатурн/Кронос съел своих детей - будущих олимпийских богов. Зевса успели спрятать. Возмужав, громовержец низверг отца в Тартар. С тех пор Время находится под контролем...

Две картины о том, когда давишься, но ешь
Две картины о том, когда давишься, но ешь

С ним были связаны представления о лучших для людей временах - "золотом времени", когда все были счастливы, всего хватало и все были равны.

Фреска эпохи Ренессанса. Коса - символ будущей жестокости Кроноса, приносящего смерть даже тем, кого он любит больше всего - детям
Фреска эпохи Ренессанса. Коса - символ будущей жестокости Кроноса, приносящего смерть даже тем, кого он любит больше всего - детям

Этот бог был этаким царем-коммунистом. С его низвержением утопия закончилась.

В память о замечательной для людей эпохе римляне станут праздновать сатурналии - дни равноправия. Рабы становились "калифами на час" - в течение дня были господами, имели право на любые блага.

-16

Источником пигмента синего современникам античности служил минерал синего цвета – лазурит. Камень перетирали, создавая мелкодисперсный порошок. Также пигмент добывали, смешивая песок, оксид меди и плавкие вещества, нагревая, а затем растирая. В зависимости от тщательности растирки субстанции получались богатые оттенки: от блестяще-синего до серого.

-17
-18

Технология приготовления большинства красок из Рима перешла в ходе культур-истории в Византию, а оттуда – в древнерусскую культуру, где составила технологическую базу иконописного канона.

-19
-20
-21

К концу античности - в эпоху Великого переселения народов (варварских нашествий) - началось перемешивание римских смыслов цветов со значениями, принятыми у скандинавских племен. В палитру привнесли дополнительные оттенки: небесный синий стал знаком силы и траура.

Пикты окрашивали тело перед боем в этот цвет, используя вайду – близкое по свойствам индиго растение; пугали врагов "синей мордой" и заодно идентифицировали своих.

Рисуночки из средневековых манускриптов
Рисуночки из средневековых манускриптов
Пикты - будущие шотландцы, кстати
Пикты - будущие шотландцы, кстати

С началом христианизации варварской Европы атрибуции цвета изменились - пришел религиозный канон. Но об этом мы поговорим в следующей истории.