Найти в Дзене
Петр Власов

1МВ: Российский Черноморский флот. Крейсеры и канонерки

КРЕЙСЕРЫ Бронепалубные (легкие) крейсеры во всех флотах мира предназначались для разведывательной службы при эскадре, а так же для самостоятельных действий на торговых коммуникациях противника. Однако русский Черноморский флот был фактически почти лишен этого вида боевых кораблей – он имел всего два крейсера, спущенных на воду еще до русско-японской войны. И хотя их достройка из-за начала боевых действий на Дальнем Востоке задержалась (корабли вступили в строй в 1908-1909 годах), устарелость конструкции не позволила учесть на этих крейсерах опыт прошедших боев. Их боевое применение значительно ограничивалось слишком малой скоростью, и это было уже невозможно исправить. В 1916 году незначительное число русских крейсеров ЧФ внезапно увеличилось нежданным пополнением: водолазы подняли затонувший после подрыва на мине турецкий крейсер американской постройки, который после ремонта вступил в строй российского флота. И хотя этот корабль был так же устаревшим и обладал невысокими боевыми возмо
Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

КРЕЙСЕРЫ

Бронепалубные (легкие) крейсеры во всех флотах мира предназначались для разведывательной службы при эскадре, а так же для самостоятельных действий на торговых коммуникациях противника. Однако русский Черноморский флот был фактически почти лишен этого вида боевых кораблей – он имел всего два крейсера, спущенных на воду еще до русско-японской войны. И хотя их достройка из-за начала боевых действий на Дальнем Востоке задержалась (корабли вступили в строй в 1908-1909 годах), устарелость конструкции не позволила учесть на этих крейсерах опыт прошедших боев. Их боевое применение значительно ограничивалось слишком малой скоростью, и это было уже невозможно исправить. В 1916 году незначительное число русских крейсеров ЧФ внезапно увеличилось нежданным пополнением: водолазы подняли затонувший после подрыва на мине турецкий крейсер американской постройки, который после ремонта вступил в строй российского флота. И хотя этот корабль был так же устаревшим и обладал невысокими боевыми возможностями, его наличие позволило командованию несколько расширить круг выполняемых крейсерами задач.

Бронепалубные крейсеры типа «Кагул»

-2

«Память Меркурия» - спущен 20.05.1902, в строй 1908 г. Исключен в 1943

«Кагул» - спущен 21.09.1902, в строй 10.06.1909 г. Исключен в 1924

Водоизмещение нормальное 7.070 т, полное 7.790 т. Размеры 134,2x16,6x6,8 м. Двигатель паровой, на угле (19.500 л.с.), скорость 23 узла. Броня: палуба до 35 мм. скосы до 70 мм. рубка до 140 мм, башни до 125 мм. Вооружение 12 — 152 мм, 12 — 75 мм, 4 пулемета, 2 подвижных 450 мм торпедных аппарата,290 мин заграждения. Экипаж 581 чел.

Корабли аналогичны балтийским крейсерам типа «Богатырь». После революции 1905-1907 гг., чтобы «стереть память о позоре восстания лейтенанта Шмидта» крейсеры были переименованы; в ходе революции 1917 и гражданской войны эти корабли еще несколько раз переименовывались. Это создало для историков настоящую головоломку, в которой «без стакана не разберешься». Но мы, однако, попробуем.

-3

Крейсер, в постройке именовавшийся «Очаков» (на нем и произошло восстание), 04.1907 был переименован в «Кагул»; под этим названием крейсер участвовал в 1-й мировой войне. Но в 04.1917, в ходе новой революции, кораблю вернули «старое революционное» название - «Очаков». Однако во время гражданской войны крейсер вновь сменил имя: оказавшись в составе Белого флота, он получил 09.1919 название «Генерал Корнилов».

Крейсер, строившийся под названием «Кагул», в 03.1907 был переименован в «Память Меркурия», передав свое первоначальное имя проштрафившемуся «революционеру». Под названием «Память Меркурия» бывший «Кагул» участвовал в 1-й мировой войне. Оставаясь в составе Красного флота, этот корабль в 12.1922 получил новое наименование, более соответствовавшее большевистским взглядам – «Коминтерн».

В годы 1-й мировой войны оба крейсера входили в состав тактических маневренных групп. Участвовали в Трапезундской наступательной операции. «Кагул» в 1916 г. был перевооружен на 10х130-мм орудий. В мае 1918 крейсеры были захвачены немцами, а в конце 1918 - англичанами. «Кагул» англичане передали белым, и корабль вошел в состав морских сил Юга России (под наименованием «Генерал Корнилов»). После поражения белых «Корнилов» в ноябре 1920 г. был уведен в Бизерту; в начале 30-х гг. его разобрали на металл. Небоеспособный «Память Меркурия» был оставлен врангелевцами в Севастополе; позже восстановлен красными, введен в состав флота и переименован в «Коминтерн». До 1942 использовался в качестве учебного корабля и минного заградителя.

Трофейный бронепалубный крейсер «Прут»

(бывший турецкий крейсер «Меджидие») - в строй Российского флота в 1916 г.

-4

Водоизмещение 4.030 т. Размеры 105.15x14.5x5.21 м. Двигатель паровой, на угле (12.500 л.с.). Скорость 21 узел. Броня: палуба 100— 25 мм. рубка 25 мм. Вооружение 8 - 130 мм, 2 - 75 мм зенитки, 4 пулемета, 2х450 мм торпедных аппарата. Экипаж 282 чел.

-5

«Прут» - это бывший крейсер «Меджидие», построенный в США в 1903, и вошедший в строй турецкого флота в 1905. Он 21.03.1915 подорвался на русской мине в районе Одессы и был брошен экипажем. Поднят русскими водолазами с грунта 26.05.1915, отбуксирован в Одессу и восстановлен - с полной заменой паровых котлов и артиллерии. Вошел в строй Черноморского флота 25.02.1916, и уже весной 1916 крейсер участвовал в Трапезундской наступательной операции. 29.12.1917 «Прут» вошел в состав Красного Черноморского флота. В мае 1918 захвачен германскими войсками и возвращен Турции, где служил до конца 40-х гг. Пошел на слом в 1952.

Легкие крейсеры типа «Светлана»

Заложено четыре корабля, на воду спущены два: «Адмирал Нахимов» (в 1915) и «Адмирал Лазарев» (в 1916). Оба до конца войны в строй так и не вошли.

Эти черноморские крейсеры были практически однотипны с балтийскими крейсерами типа «Светлана», отличаясь удлиненными машинным и котельным отделениями и срезом дымовых труб. «Адмирал Истомин» и «Адмирал Корнилов» не были достроены, позже разобраны на стапеле. В годы Советской власти «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев» достроены и введены в строй как «Червона Украина» (в строй 21.03.1927) и «Красный Кавказ» (в строй 21.01.1932). Оба корабля принимали участие в Великой Отечественной войне.

КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ

-6

Канонерские лодки (сокращенно - канонерки) представляли собой класс небольших боевых кораблей с довольно мощным артиллерийским вооружением. Канонерки предназначались для обороны гаваней, действий в прибрежных морских районах, шхерах, на реках и озерах. В отличие от изрезанной шхерами мелководной Балтики глубоководному Черному морю не требовалось большого количества таких кораблей. Поэтому русский флот имел в этом районе всего три старые канонерки. В их задачу входили оборона крымского побережья и взаимодействие с войсками, сражавшимися на кавказском и болгарско-румынском побережьях.

Канонерские лодки типа «Кубанец»

-7

«Донец», «Терец», «Кубанец» - все вступили в строй в 1888-1889 гг.

Водоизмещение нормальное 1.280 т, полное 1505 т. Размеры 67.2x12.2x3.7 м. Двигатель паровой, на угле (1500 л.с.). Скорость 13 узлов. Вооружение 2- 152 мм, 1 - 120 мм, 2 -75 мм, 4 — 47 мм, 2 пулемета. Экипаж 137 чел.

-8

Строились по чертежам канонерской лодки «Маньчжур» в количестве шести кораблей. Канлодки различались между собой конструкцией дымовых труб и общей компоновкой помещений. Два однотипных корабли «Запорожец» и «Черноморец» в 1911 г. исключили из списков флота и сдали на слом. «Уралец» 1.12.1913 выскочил на камни у Севастополя и был разрушен прибоем. Оставшиеся в строю «Донец», «Терец» и «Кубанец», несмотря на свою устарелость, приняли участие в 1-й мировой войне. «Донец» 16.10.1914 был потоплен в Одессе турецким эсминцем (попадание торпеды с миноносца «Гайрет»). В декабре канлодку подняли и ввели и строй. В 1916 все три канонерки этого типа входили в состав Батумского отряда и Дунайской флотилии, поддерживая артиллерийским огнем сухопутные войска. При этом лодки полностью расстреляли стволы своих орудий, что привело к значительному снижению меткости стрельбы.

В январе 1918 все три лодки подняли красные флаги, но уже в мае они были захвачены немецкими войсками, а в декабре – англо-французскими интервентами. Переданные белогвардейцам, канонерки в составе Морских сил Юга России сражались против большевиков. В мае 1919 г. «Донец» вновь затонул - во время шторма у Тендровской косы. В августе 1920 отступавшие белогвардейцы затопили «Кубанца». Избитый в боях «Терец» был просто брошен в Севастополе, и попал в руки большевиков, которые после ремонта ввели корабль в строй своего флота под названием «Знамя социализма». В 1921 г ЭПРОН поднял «Донца» и «Кубанца»; «Донец» сдан в порт на хранение, а второй корабль, ставший «Красным Кубанцем», использовался для нужд партии ЭПРОН. Все три канлодки исключены из списков флота в 1928-1931 гг.

1МВ: Российский Черноморский флот. Состояние и состав

1МВ: Российский Черноморский флот. Линкоры

1МВ: Российский Черноморский флот. Миноносцы и эсминцы

1МВ: Российский Черноморский флот. Подводные лодки

Другие статьи по теме «Российский флот в 1МВ»:

1МВ: Российский Балтийский флот – состояние и состав

1МВ. Российский флот: линкоры Балтийского флота

1МВ. Российский флот: крейсеры Балтийского флота

1МВ. Российский флот: эсминцы Балтики (01). «Угольщики»

1МВ. Российский флот: эсминцы Балтики (02). «Нефтянники»

1МВ. Российский флот: подводные лодки Балтики

1МВ. Российский флот: канонерки и «вспомогачи» Балтики

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.