И опять поезд стучит колесами, и опять покачивает, и опять - предвкушение путешествия.
Посадка была ночью. В купе все спали.
Я редко знакомлюсь в поездах. Вот, вроде, общительная по жизни, но оставила себе эту привилегию - в поезде, если еду одна, отдыхаю, наслаждаюсь дорогой, видом из окна, хорошей книжкой и сном...
И в этот раз, когда за окном все было залито жарким солнцем, а у нас кондиционерная прохлада, когда опущена шторка вагонного окна, и поэтому включен вагонный светильник над головой, и в этот раз я почти до вечера наслаждалась новой, купленной на днях, книжкой Дианы Рубиной "Русская канарейка".
Из Новочеркасска до Воронежа купе было полным. А потом, почти на сутки, мы остались вдвоём: я и эта женщина. И Рубина осталась недочитанной)
Как-то небольшая наша беседа о жизни, о детях вылилась в длинный её рассказ о судьбе. А когда я сказала, что немного пишу, она дала добро на то, чтобы рассказать его вам, дорогие читатели.
Спасибо, Анна ....надеюсь, Вы тоже рассказ прочтёте.
- Молитесь, обязательно молитесь. Бог он всегда поможет! Как только меня этому научили, жизнь моя изменилась кардинально.
Сейчас в этом будничном поезде, с дрожащей ложкой в стакане, с сонным проводником - она соединяет ниточку своей судьбы с детством. С теми моментами, которые и вспоминать-то не хочется, но в ее голосе и словах не так уж много горечи. Такое бывает, когда человек отпустил, когда простил и когда умеет любить.
Нет, она, конечно, наведывалась, бывала на своей малой родине, пока жива была та, ради которой приезжать она хотела.
Но именно ей, она обещала приехать ещё....
Свое детство она не пожелает никому. Как так случилось?
Младенчество она вспоминает урывками. Характер ее матери не хотел создавать очага, не позволял ей заниматься воспитанием мелкой личинки, какой являлась ее неожиданно появившаяся дочь. Ей нужны были алкодвижи, гулянки, всё и все, кроме маленькой Ани. Отец вскоре свалил от такой жизни, а его родители отворачивались на улице при виде внучки.
Аню забрала бабушка по материнской линии. Но и она не вела слишком трезвый образ жизни. Анна помнила, что ей всё детство было стыдно. Стыдно было за свою одежонку, за неопрятный дом, где частенько и бабушка прикладывалась к бутылке в кампании с дочерью.
Дальше-больше. Бабушка, с таким образом жизни, сдала. В конце концов Аня оказалась в детском доме.
А потом незаметно и быстро в приемной семье. В этой семье уже было одиннадцать детей. Жили в деревне, держали большое хозяйство. У каждого из детей были свои обязанности. Анна вспоминает и хорошие моменты, и жутковатые. Доброй и чистой эту семью назвать было трудно. Вскоре и ею занялись органы, семью расформировали.
Опять детдом, но уже, почему-то, другой. Ответить на многие свои и мои вопросы Анна не может - в те годы она была ребёнком. И почему с ней поступали именно так, она не знает.
Вот загадка.
Сейчас мы много говорим о том, как малейшие психологические травмы влияют на наших детей. Смотрю на эту женщину и не понимаю: как из такого детства мог выйти такой цельный, такой душевный человек?
Ну, это я отступила...
Аня продолжала свой рассказ.
Отношение персонала к воспитанникам домов интернатов, в которые попадала Аня - это отношение к объектам ухода и воспитания. И не более. Она там так и не нашла взрослого, который смог бы заменить ей близкого.
Её мать была жива и здорова, но лишена родительских прав. Отец давно уехал. Не было в мире такого человека, который бы выслушал и понял ее.
Потом её временно опять отдали в бездетную семью, но через месяц вернули в детдом. Видимо рассматривался вопрос удочерения, но что-то не срослось.
Её кидали, как игрушку из рук в руки, переводили из одного детского учреждения в другое.
Аня закрылась.
- Я стала, как звереныш, волчонок такой. Обижать меня было страшно. Я могла броситься и расцарапать. Защитников у меня не было, я одна.
В восьмом классе ее и ещё нескольких ребят перевели в сельскую школу-интернат под Костромой. И вот так-то и произошла встреча, изменившая всю ее жизнь. Она впервые встретила человека, который остался ей дорог на многие годы.
- Она была простая монахиня, которая отогрела мне сердце. Они приходили к нам с какой-то благотворительной миссией. И тут она увидела момент, когда я сжала кулаки и готова была броситься на пацана - своего обидчика.
Вдруг Анну кто-то крепко обнял и прижал к полной груди. Так крепко! А потом незнакомая монахиня взяла ее за руку, отвела в закуток и так ласково и спокойно сказала:
- А расскажи-ка мне почему ты так закипаешь-то быстро, хорошая моя? И вообще расскажи о себе.
Она никуда не спешила и долго слушала сбивчивый рассказ Анны. А Анне вдруг так захотелось выреветься, хотя это она себе не позволяла уже много лет.
Их отношения переросли в дочерне-материнские. Монахиню звали Елизавета. Она привела ее в церковь, нашла ей место, где можно рассказать обо всём, поделиться горестями и радостями. Она взяла часть забот об Анне на себя. Совсем небольшую часть, но этого хватило Анне, чтоб оттаять. Елизавета побывала у матери Анны, но результат был нулевым. Мать пила по-прежнему.
Потом Анна поступила в педучилище, где начала понимать, что жизнь она может строить сама, и эта жизнь не зависит от ее прошлого никак. Елизавета научила ее не оглядываться на обиды, жить не со злостью на прошлое, а с прощением.
Потом замужество. И так повезло с мужем! Как-будто вымолил кто. Замечательный человек, в браке уже больше тридцати лет. Двое сыновей. Факты семейного благополучия Анны множились телефонными фото: прекрасные внуки, дачные увлечения, большой дом, отдых с мужем у моря.
С Елизаветой она всегда поддерживала связь и приезжала в гости. А по приезду заглядывала и к матери, как монахиня учила, но та реагировала раздражением.
Монахиня Елизавета десять лет назад скончалась.
И куда же Анна едет сейчас?
Она едет на похороны матери. Той самой, которая бросила её, которой было всё равно, как и где растёт её маленькая дочь. Едет за тысячу километров.
Почему? Потому что обещала это монахине Елизавете. Потому что мудрый муж тоже сказал - надо.
А монахиня учила её:
- Умей прощать, и мощь твоя умножится, и сердце успоится и злость отпустит. И врагов прощают, а уж мать заблудшую не прощать - грех на душе и боль носить.
Удивительные судьбы людские!
И опять поезд стучит колесами, и опять покачивает. Может поездка - это не только путешествие, это ещё и такие вот душевные познания? А?
Благодарю за прочтение!
Читайте Рассеянные рассказы
#рассказ #судьба #жизненнаяистория #рассеянные рассказы #вера #семья