Представляю вашему вниманию один из самых знаменитых гоночных велосипедов старейшей французской компании Peugeot – модель PX10 Professional Competition Racer. Велосипед изготовлен в 1971 году – последнем, когда рамы этой модели имели «фигурные» головные узлы.
Культовая гоночная модель PX 10 выпускалась с 1961 по 1987 год. За время своего длительного выпуска PX 10 претерпела многочисленные изменения, но сохранила предназначение – это высококлассный гоночный велосипед для профессионалов. Peugeot PX 10 и ее модификации имели отличия по комплектации в зависимости от страны, на рынок которой они поставлялись.
В 1963 году на PX 10 впервые появился характерный декор в виде черно-белых квадратов, напоминавших шахматную доску. В 1964 году Том Симпсон (Thomas Simpson) выиграл гонку Милан - Сан-Ремо, а в 1965 году - Чемпионат Мира по шоссейным гонкам. Эдди Меркс (Eddy Merckx) выступал за команду Peugeot в 1965-67 годах, выиграв Чемпионат Мира в 1967 году. Все они выступали на PX 10. В результате этих побед модель получила всемирную известность и широкий спрос. Выпускалось множество модификаций и версий знаменитой модели, разнящихся как рамами, так и компонентами. Самой популярной из массовых велосипедов Peugeot была PX 10E, одна из самых доступных профессиональных гоночных моделей в 1960-х и 70-х годах.
Известно, что первому космонавту на Земле Юрию Алексеевичу Гагарину во время его визита во Францию в сентябре 1963 года был подарен велосипед Peugeot PX 10. О дальнейшей судьбе «гагаринского» Пежо сведений, к сожалению, не найдено.
Велосипед PX10, недавно пополнивший коллекцию Веломузея, был изготовлен в 1971 году. Рама построена на баттированных трубах Reynolds 531. Шатуны Stronglight, седло Ideale, 12-скоростная трансмиссия с переключателями Simplex Criterium; тормоза Mafac, педали Lyotard. Втулки колес Normandy, обода Mavic, шины-однотрубки. Велосипед весит около 11 кг.
Примечателен факт, что в коллекции Веломузея имеется еще один экземпляр этой модели – велосипед Peugeot PV10 1979 года выпуска. Сравнивая эти образцы хорошо видно, что классическая модель совершенствовалась в техническом отношении, но одновременно несколько потеряла свой шарм, становясь похожей на классические итальянские гоночные велосипеды своего времени. Обзор этого велосипеда смотрите здесь: