Найти в Дзене

Memento mori

«1. Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: 2. как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается».

— Иов 14:1,2

Искусство невозможно рассматривать в отрыве от исторического процесса – так и невозможно христианское искусство изучать, не зная христианства, его отношения к жизни и основополагающим вещам. Один из самых важных – если не самый – вопросов для христианина состоит в отношении к смерти последнего. Об этом сегодня и поговорим.

С развитием цивилизации, с улучшениями качества и длительности жизни человек, безусловно, стал по-иному относиться к её, жизни, завершению. Этот философский и важный вопрос интерпретировали и описывали великие живописцы, литераторы, музыканты и мыслители. «Быть безусловно готовым к смерти, я думаю, невозможно. Смерть есть тайна, так же как жизнь человека есть тайна, и подготовиться к тайне нельзя». Многие произведения из Музея христианской культуры (Санкт-Петербург, переулок Лодыгина, 5) так или иначе касаются этой важной темы, о которой каждый человек задумывался.

Главный праздник трети населения Земли – Пасха – суть торжество жизни над смертью, над тлением и угасанием, воскрешение. В русский язык слово «воскресенье», обозначающее день недели, вошло именно через христианскую традицию, тогда как во всех других славянских языках воскресенье (как день) именуется «неделей» – днём, когда не работают, «не делают». С празднованием Пасхи связано множество традиций, она – краеугольный камень христианской Церкви. Большое количество художников посвятило этому моменту истории свои работы, причём, каждый мастер, зачастую, делал акцент на разных вещах: мнимом торжестве римских воинов, кротости и силе уже мёртвого Христа, боли Богоматери… Картина «Оплакивание Христа», созданная школой фламандского художника XV-XVI веков Квентина Массейса, а также произведение с аналогичным названием, написанное полтавским мастером Арнольдом Зеленским в середине XIX века, демонстрируют зрителю один и тот же сюжет, но привлекают внимание к различным деталям: фламандское творение ещё черпает вдохновение из средневекового искусства, подчас, бесстрастного, тогда как на работе художника позапрошлого столетия отчётливо видны черты классического академизма. Арнольд Зеленский был художником-«самородком», однако снискал славу признанных живописцев за свой талант.

Школа Квентина Массейса (1466-1530). Оплакивание Христа. Холст, масло. Собрание Музея христианской культуры
Школа Квентина Массейса (1466-1530). Оплакивание Христа. Холст, масло. Собрание Музея христианской культуры
Зеленский А.А. (1812-1886). Оплакивание Христа. Середина XIX века. Холст, масло. Собрание Музея христианской культуры
Зеленский А.А. (1812-1886). Оплакивание Христа. Середина XIX века. Холст, масло. Собрание Музея христианской культуры

Ядром экспозиции Музея христианской культуры являются русские иконы Нового времени – произведения, которым незаслуженно редко уделяют внимание в других институциях. Многие иконописные произведения могут вызвать у современного зрителя удивление, недоумение и даже шок – однако, разобравшись в перипетиях сюжета и особенностях исторического развития, начинаешь лучше чувствовать свою причастность к «общему», лучше понимать себя. Нам может показаться странным, но монахи прошлых веков иногда рыли для себя могилы, держали дома гробы и, более того, спали в них! Однако в этом действии не было склонности к эпатажу – таким сложным каждодневным упражнением человек заставлял себя постоянно помнить о том, что любая секунда может стать последней, он смирял себя и свои страсти, и от этого каждый миг жизни и самого чуда бытия приносил ему неописуемую радость, ведь жизнь была дана именно для радости. В начале ХХ века, когда продолжительность людского века, несмотря на шаги прогресса, продолжала оставаться на весьма низком уровне, было распространено явление «Post Mortem» – посмертной фотографии. Люди, понимавшие, что видят своего любимого человека в самый последний раз, заказывали в салонах фотографию, на которой были запечатлён преставившийся родственник в окружении семьи. С помощью грима и удерживающих приспособлений его «оживляли» работники фотосалона, иногда покойник принимал вид спящего человека. В наше время подобное кажется даже кощунственным и отталкивающим, но тогда фотографии были редкостью, и редкостью дорогостоящей – и когда наступал столь печальный для семьи момент, все понимали, что со временем любимые черты забудутся, поэтому такая фотография – естественное желание человека сохранить образ дорогого сердцу.

Как можно заметить, в культуре подобная тематика отражается, подчас, довольно необычно: в иконописи можно обнаружить сюжетную линию, связанную с мощами. В коллекции Музея находится икона, именуемая «Перенесение мощей святителя Николая» и датированная концом ХХ - началом XXI веков. Опытный зритель может заметить, что подобное произведение было создано в первой половине XIX века в Невьянске, однако здесь нет ошибки: икона зала «Николай Чудотворец. Правило веры и образ кротости» в точности повторяет знаменитую работу мастера позапрошлого века. Более того – современный талантливый иконописец не только в точности воспроизвёл сюжет и особенности письма, но повторил даже утраты оригинальной иконы. Художественной культуры Невьянска в наше время уже не существует, поэтому мастерство копииста действительно поражает, а его творение обладает музейной ценностью.

Перенесение мощей святителя Николая. Конец ХХ - начало ХХI века. Дерево, темпера. Собрание Музея христианской культуры
Перенесение мощей святителя Николая. Конец ХХ - начало ХХI века. Дерево, темпера. Собрание Музея христианской культуры

Мощи святых почитаются как носители благодати, христиане почтительно относятся к останкам усопших, при жизни проявивших себя как радетелей за веру Христа. Несколько икон Музея христианской культуры посвящены перенесению или торжественному обретению мощей святых: мы можем увидеть, насколько разными по особенностям написания будут эти произведения.

Перенесение мощей святителя Филиппа митрополита Московского.  Вторая половина XIX века. Дерево, темпера. Собрание Музея христианской культуры
Перенесение мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Вторая половина XIX века. Дерево, темпера. Собрание Музея христианской культуры
Обретение мощей благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских. Первая треть XIX века. Ярославль. Дерево, масло. Собрание Музея христианской культуры
Обретение мощей благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских. Первая треть XIX века. Ярославль. Дерево, масло. Собрание Музея христианской культуры
Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Последняя треть XIX века (после 1866 года). Дерево, масло. Собрание Музея христианской культуры
Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Последняя треть XIX века (после 1866 года). Дерево, масло. Собрание Музея христианской культуры

Последним произведением, что мы рассмотрим в контексте сегодняшней темы, будет икона «Рака святителя Афанасия Лубенского». Святитель Афанасий был патриархом Константинопольским, духовным писателем, жившим в XVII веке. Патриарх несколько раз посещал Москву по личному приглашению царя Алексея Михайловича, однако в один из таких визитов, на пути из России в Молдавию, неподалёку от города Лубны он заболел и преставился. «Святитель Афанасий был погребён в особом склепе под амвоном собора перед царскими вратами, по восточному обычаю захоронения архиереев – сидящим в кресле, в полном архиерейском облачении и с посохом в руке». Над мощами святителя можно заметить голубя – символ Бога Святого Духа.

Рака святителя Афанасия Лубенского. 1820-1830-е годы. Украина (Лубны?). Дерево, масло. Собрание Музея христианской культуры
Рака святителя Афанасия Лубенского. 1820-1830-е годы. Украина (Лубны?). Дерево, масло. Собрание Музея христианской культуры

Для христианина вопрос о собственном отношении к концу земной жизни является краеугольным: если после есть что-либо, то здесь его ждёт лишь небольшой отрезок, что подготовит к Вечности, если же ничего нет – то каждая секунда жизни земной значима.

Веками лучшие мастера творили произведения, что и в наши дни заставляют остановиться подле, погрузиться в тишину и остаться наедине с самим собой.

Для этого и существует искусство.

-8