«1. Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: 2. как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается».
— Иов 14:1,2
Искусство невозможно рассматривать в отрыве от исторического процесса – так и невозможно христианское искусство изучать, не зная христианства, его отношения к жизни и основополагающим вещам. Один из самых важных – если не самый – вопросов для христианина состоит в отношении к смерти последнего. Об этом сегодня и поговорим.
С развитием цивилизации, с улучшениями качества и длительности жизни человек, безусловно, стал по-иному относиться к её, жизни, завершению. Этот философский и важный вопрос интерпретировали и описывали великие живописцы, литераторы, музыканты и мыслители. «Быть безусловно готовым к смерти, я думаю, невозможно. Смерть есть тайна, так же как жизнь человека есть тайна, и подготовиться к тайне нельзя». Многие произведения из Музея христианской культуры (Санкт-Петербург, переулок Лодыгина, 5) так или иначе касаются этой важной темы, о которой каждый человек задумывался.
Главный праздник трети населения Земли – Пасха – суть торжество жизни над смертью, над тлением и угасанием, воскрешение. В русский язык слово «воскресенье», обозначающее день недели, вошло именно через христианскую традицию, тогда как во всех других славянских языках воскресенье (как день) именуется «неделей» – днём, когда не работают, «не делают». С празднованием Пасхи связано множество традиций, она – краеугольный камень христианской Церкви. Большое количество художников посвятило этому моменту истории свои работы, причём, каждый мастер, зачастую, делал акцент на разных вещах: мнимом торжестве римских воинов, кротости и силе уже мёртвого Христа, боли Богоматери… Картина «Оплакивание Христа», созданная школой фламандского художника XV-XVI веков Квентина Массейса, а также произведение с аналогичным названием, написанное полтавским мастером Арнольдом Зеленским в середине XIX века, демонстрируют зрителю один и тот же сюжет, но привлекают внимание к различным деталям: фламандское творение ещё черпает вдохновение из средневекового искусства, подчас, бесстрастного, тогда как на работе художника позапрошлого столетия отчётливо видны черты классического академизма. Арнольд Зеленский был художником-«самородком», однако снискал славу признанных живописцев за свой талант.
Ядром экспозиции Музея христианской культуры являются русские иконы Нового времени – произведения, которым незаслуженно редко уделяют внимание в других институциях. Многие иконописные произведения могут вызвать у современного зрителя удивление, недоумение и даже шок – однако, разобравшись в перипетиях сюжета и особенностях исторического развития, начинаешь лучше чувствовать свою причастность к «общему», лучше понимать себя. Нам может показаться странным, но монахи прошлых веков иногда рыли для себя могилы, держали дома гробы и, более того, спали в них! Однако в этом действии не было склонности к эпатажу – таким сложным каждодневным упражнением человек заставлял себя постоянно помнить о том, что любая секунда может стать последней, он смирял себя и свои страсти, и от этого каждый миг жизни и самого чуда бытия приносил ему неописуемую радость, ведь жизнь была дана именно для радости. В начале ХХ века, когда продолжительность людского века, несмотря на шаги прогресса, продолжала оставаться на весьма низком уровне, было распространено явление «Post Mortem» – посмертной фотографии. Люди, понимавшие, что видят своего любимого человека в самый последний раз, заказывали в салонах фотографию, на которой были запечатлён преставившийся родственник в окружении семьи. С помощью грима и удерживающих приспособлений его «оживляли» работники фотосалона, иногда покойник принимал вид спящего человека. В наше время подобное кажется даже кощунственным и отталкивающим, но тогда фотографии были редкостью, и редкостью дорогостоящей – и когда наступал столь печальный для семьи момент, все понимали, что со временем любимые черты забудутся, поэтому такая фотография – естественное желание человека сохранить образ дорогого сердцу.
Как можно заметить, в культуре подобная тематика отражается, подчас, довольно необычно: в иконописи можно обнаружить сюжетную линию, связанную с мощами. В коллекции Музея находится икона, именуемая «Перенесение мощей святителя Николая» и датированная концом ХХ - началом XXI веков. Опытный зритель может заметить, что подобное произведение было создано в первой половине XIX века в Невьянске, однако здесь нет ошибки: икона зала «Николай Чудотворец. Правило веры и образ кротости» в точности повторяет знаменитую работу мастера позапрошлого века. Более того – современный талантливый иконописец не только в точности воспроизвёл сюжет и особенности письма, но повторил даже утраты оригинальной иконы. Художественной культуры Невьянска в наше время уже не существует, поэтому мастерство копииста действительно поражает, а его творение обладает музейной ценностью.
Мощи святых почитаются как носители благодати, христиане почтительно относятся к останкам усопших, при жизни проявивших себя как радетелей за веру Христа. Несколько икон Музея христианской культуры посвящены перенесению или торжественному обретению мощей святых: мы можем увидеть, насколько разными по особенностям написания будут эти произведения.
Последним произведением, что мы рассмотрим в контексте сегодняшней темы, будет икона «Рака святителя Афанасия Лубенского». Святитель Афанасий был патриархом Константинопольским, духовным писателем, жившим в XVII веке. Патриарх несколько раз посещал Москву по личному приглашению царя Алексея Михайловича, однако в один из таких визитов, на пути из России в Молдавию, неподалёку от города Лубны он заболел и преставился. «Святитель Афанасий был погребён в особом склепе под амвоном собора перед царскими вратами, по восточному обычаю захоронения архиереев – сидящим в кресле, в полном архиерейском облачении и с посохом в руке». Над мощами святителя можно заметить голубя – символ Бога Святого Духа.
Для христианина вопрос о собственном отношении к концу земной жизни является краеугольным: если после есть что-либо, то здесь его ждёт лишь небольшой отрезок, что подготовит к Вечности, если же ничего нет – то каждая секунда жизни земной значима.
Веками лучшие мастера творили произведения, что и в наши дни заставляют остановиться подле, погрузиться в тишину и остаться наедине с самим собой.
Для этого и существует искусство.