Найти тему
БО.big

Борьба за статус: почему собакам это не нужно

Статус хозяина — это звучит гордо. И в кинологическом сообществе есть популярный метод строить собачье воспитание «от статуса». Это такой метод, когда воспитывать собаку в нашем с вами понимании не надо, а надо утвердить твой более высокий статус. И тогда собаки будут слушаться беспрекословно просто потому, что старшему по званию нельзя перечить. Думаю, вы слышали от собаковладельцев что-то подобное: «Моя собака знает, кто главная сучка в доме», «У нас с собакой такие отношения, что она не позволяет себе ослушаться старшего по статусу», «Рычать на человека? Если ваша собака рычит, значит, вы не утвердили свой статус, построже с ней давайте».

Звучит заманчиво, как и все методики, которые учат, что делать ничего не надо, а желаемого можно добиться лишь правильными поступками. Этакая теория из серии «Все праведники попадут в рай». Переводя на собачье-воспитательный: «Все статусные хозяева получат воспитанную собаку». Особенно хорошо это все ложится на естественное человеческое желание самоутвердиться.

Хочется же, чтобы за нами признавали авторитет. А когда говорят, что признание нас авторитетом принесет дополнительные бонусы в виде покладистой собаки, не терпится узнать, как же объяснить неразумному шерстяному пирожку, что мамка тут начальница. И что начальницу надо слушать лишь по факту ее высокой должности.

Сразу спойлер: методика «от статуса» и правда может сделать вашу собаку покладистой. И вам даже не придется применять так называемые «жестокие» методы: дергать псицу за поводок, надевать на нее строгий ошейник, морить голодом или бить ее газетой по попе, не говоря обо всех других способах битья. Так что тренеры, которые практикуют установление хозяйского статуса, относят себя к сообществу гуманных кинологов, а в рекламе используют фразы «обучаем без рывков и ругани», «дрессировка без насилия» и прочие триггерные формулировки, которые по понятным причинам привлекают адекватных владельцев животных.

В чем же волшебство, спросите вы. Раз собака становится покладистая, а бить ее для этого не надо, почему бы не использовать свой высокий статус вместо посконного воспитания за еду или игрушку. Можно же сэкономить кучу часов, проведенных на дрессировочной площадке, а еще кучу нервов, потраченных на собачьи косяки, которые в процессе любой дрессировки происходят. Тут железно работает правило: там, где предлагают волшебство, точно есть подвох. В хозяйском статусе подвох тоже есть. И дело даже не в ложном посыле про то, что собаке надо дополнительно доказывать, что статус человека выше, чем ее, собачий статус.

-2

Попытаться доказать, конечно, можно. Вот только псица не поймет ничего. Люди для нее по умолчанию «родительские» фигуры, а систему отношений «начальник-подчиненный» она не понимает в силу того, что среди животных не принято нанимать друг друга на работу. Раскрываю волшебство — следите за руками. Когда мы говорим про кого-то «статусный человек», что мы имеем в виду? Очевидно, человека, который внутри некоей социальной группы имеет вес. Например, единолично принимает решения или распоряжается ресурсами. Пока все сходится. В маленькой социальной группе «человек-собака» уж точно не собака решения принимает и не она ресурсами распоряжается. Если, конечно, вы ей не передали свою кредитку и ключи от квартиры.

Но, как оказалось, этого мало, чтобы утвердить свой статус перед собакой. В пункте «единолично принимает решения» смысл в том, что взаимодействовать с собственным псом можно только по своей инициативе. Принес он вам, например, мячик покидать — вы его игнорируете. А мячик берете в руки, только когда пес лежит спокойно на своем месте и, кажется, даже играть не хочет. Тут вы его заставляете играть в этот мяч, и готово дело — ваш рейтинг в его глазах якобы начинает расти. Если собака пришла попросить ее погладить, делать этого тоже нельзя. Мы же помним про инициативу? Вот когда она спит, подходите и гладьте, сколько влезет. Здесь вы решаете, кого и когда гладить, а не собака какая-то низкостатусная.

Награждать собаку нельзя просто так. Статусные люди, читай — начальники, зарплату платят не за просиживание штанов за пасьянсом, а за продуктивную работу. В случае с собакой работой можно считать выполнение ваших приказов. Скажем, осталась у вас огуречная попка от салата, нельзя отдавать ее собаке за просто так. Надо потребовать, чтобы выполнила какую-нибудь команду. Соответственно, на прогулке тоже нельзя кормить за ничегонеделанье.

Это сразу нам обрубает множество возможностей учить собаку не реагировать на триггеры. Так как в этих случаях псиц надо кормить именно за то, что они ничего не делают — не ломятся к другим собакам, не лают, не переходят дорогу без разрешения.

Но статус есть статус — не можешь ты давать слабину и просто так дарить собаке свои ресурсы в виде колбасьих попок.

-3

Еще нельзя с собакой вести пустые разговоры. Разговаривать нужно либо командами, либо никак. Аргумент такой — голос слишком болтливых хозяев перестает иметь для собаки вес. Поэтому молчите до тех пор, пока не понадобится отдать собаке какую-нибудь команду.

Уже чувствуете, как растет ваш статус в собачьих глазах? Сейчас еще один пункт и мы перейдем к превращению в результате этого всего обычной собаки в покладистую. И к некоторым побочкам.

Итак, с собакой нельзя здороваться, когда вы приходите с работы. Что бы она там ни делала, вы просто разуваетесь и проходите на кухню пить чай. Молча, конечно, потому что разговоры все портят. Дожидаетесь, когда собака оставит попытки привлечь ваше внимание, и можно с ней повзаимодействовать. Статусные люди всегда сами инициируют общение, как мы помним. Вы же не вызываете начальника к себе в кабинет в самом деле. Вот и собака не должна.

Желательно все это проделывать с самого собачьего щенячества, чтобы кинологам не пришлось потом исправлять ваши недоработки и вколачивать ваш статус в собачью голову за деньги. Велика вероятность, что проблем с собакой, которой «показывали статус» с самого раннего детства, у вас не будет. И если подумать, то все логично. Представьте, что ваши инициативы игнорируют с рождения, что на ваши просьбы никто не отвечает, что еду вам выдают, только если вы хорошо постарались и показали результат работы, что вас не замечают, когда вы хотите общения. А когда вы общения не хотите, кто-то внезапно подкрадывается и кидает вам мяч. Хотя в таких условиях пойдешь на все, чтоб заполучить хоть капельку внимания.

От жизни такой формируется понимание, что ничего от тебя не зависит. А раз не зависит, то можно ни за что и не бороться. Мощнейшая неуверенность в себе возникает что у людей, что у собак, когда они не получают одобрения за инициативы. Ну а не уверенные в себе собаки — и есть самые покладистые собаки.

Так сложилось биологически: они, например, не воруют еду со стола, потому что ни разу не пробовали так делать, инициативу же не поощряют, а воровство — это тоже инициатива. Еще они не задирают других собак на улице, потому что неуверенные в себе псы, как правило, боятся сородичей. Также они не тянут поводок, потому что нет смысла куда-то с этого поводка стремиться.

Такие результаты видит клиент кинолога «от статуса» и оценивает работу этого специалиста как очень эффективную. Собака перестала себя плохо вести, потому что просто перестала отсвечивать. Ее статус и правда понизился, но не по сравнению с человеком, а по сравнению с плинтусом, например. Если вы имели дело с животными, которые несколько лет прожили в переполненных приютах, вы могли оценить их покладистость. Увы, объективная реальность такова, что волонтерам не всегда хватает ресурса реагировать на собачью инициативу, общаться по желанию собаки, угощать, когда в собачьем организме явно не хватает огуречной попки, играть, реагировать на собачьи беды. В семье со «статусным» хозяином жить примерно так же, как в переполненном приюте. С той лишь разницей, что в семье нет толпы других собак, с которыми надо повоевать за место у миски.

-4

Надо ли объяснять, что такая покладистость — это не то, к чему стремятся люди, заводящие собаку для любви? Если исходить из тезиса, что мы с собакой социальные партнеры, то хотелось бы двусторонней коммуникации, а не бесконечной борьбы за статус. Иначе получается, что собака в доме ничем не отличается от дивана. На диване можно сидеть по собственной инициативе, передвигать его, если хочется перестановки. И, конечно, с диванами никто не разговаривает. Правда, диван и страданий от этого не испытывает, в отличие от собак, которые даже в процессе борьбы за статус остаются социальными существами.

Общаться с партнерами — их базовая потребность. Получать реакцию на свои просьбы и беды — основа качества их жизни, потому что дает чувство безопасности.

Еще собака может стать покладистой потому, что внимание хозяина становится для нее сверхценностью. Ради того, чтобы кто-то пришел и потрепал тебя за ухом, можно притворяться ветошью 24 часа в сутки. Притворяться ветошью — тоже навык. Псы, которые изначально были не робкого десятка, хорошо его выучивают, а потом всю жизнь демонстрируют. Так себе навык для социального партнера, который живет рядом с нами не в качестве плюшевой игрушки. Но есть и другая крайность: кейсы, которые тренеры «от статуса» обычно не записывают в свои успехи и констатируют что-то вроде «Ваша собака неадекватна, кинология тут бессильна». Собаки могут начать творить всякую дичь просто ради того, чтобы заполучить внимание хозяина. При этом они радуются даже негативному вниманию.

Когда хозяин ругает такого пса за шалости, пес считает, что добился цели: в нем наконец увидели живое существо. Конечно, с течением времени дичь становится все разнообразнее и перерастает в систематические поведенческие проблемы.

У меня нет исследований, что происходит с собаками, которых воспитывают вот так, через несколько лет подобной жизни. Но я предположу: у них сильно повышается чувство тревоги, они болеют физически из-за хронического стресса и, скорее всего, выдают какие-то поведенческие проблемы из-за нарушения привязанности, даже если изначально показали себя «покладистыми». Например, писают не там, где положено, или воют в одиночестве, или разлизывают себе лапы. Кстати, у человеческих детей, которые страдают от холодности родителей и от нарушения привязанности, возникают вполне исследованные психологические проблемы. Об этом много написано, я не буду повторяться. Лишь подчеркну, что в этом смысле у собак состояние похожее, только вот они никогда не становятся взрослыми, чтобы проработать это состояние с психотерапевтами, а так и остаются жить до смерти с «холодным родителем».

Фото Sashuletti, обработал Ренат Муртаев