Если вы посмотрите фильм «Город проклятых» (2002), то сможете предположить, что он напоминает один из эпизодов нуаро-мистических сериалов в стиле «Тринадцатого ангела» или «Святого дозора». Нельзя сказать, что в проекте есть сильное режиссерское решение, но задумка в части сценария была очень хороша.
Начнем с того, что кого-то лента привлечет тем, что главные роли в ней достались Кристине Риччи и Йену Грффиту образца двадцатилетней давности. Вообще-то название кинокартины было бы правильно перевести к «Сборище» (Gathering); а то «город», да ещё «проклятых» дает безосновательные поводы для утверждений, что речь идет о «фильме ужасов».
Начало, конечно, вызвало некие пугающие ощущения. Например, исчезнувший в неизвестном направлении юноша, который только что был у вас за спиной. Или зловещая собака, что приходит по ночам полаять на окна одного дома. Но всё это «мишура» - тут важна основная идея.
А вот главная тема была заимствована из фанатических триллеров. А именно, «Похитителей прошлого» (1999) и предшествующей им «Замечательной поездки» (1991). Только туристов во времени заменили неким подобием тайного общества.
То есть изменился вектор трагического движения. В одном случае люди прибывали из будущего, дабы веселить себя драматическими событиями «нашего настоящего». В другом случае они бесконечно бредут по бытию, лениво наблюдая многочисленные несчастья и людское горе.
Их никак не характеризовали, однако если принять во внимание некоторые религиозные аспекты, то было бы допустимо назвать «агасферитами» (от библейского персонажа Агасфера, который более известен под прозвищем с эпитетом «вечный»). То есть бессмертие явлено не как дар, но как проклятие.
В этом отношении весьма показательно, что сумрачные персоны в отличие от упомянутых выше фантастических туристов не получают удовольствия от созерцания чужих страданий. Их праздное любопытство трансформировалось в нечто вроде «обязательного надзора». Надо отметить, что персонажи вроде «сторонних наблюдателей» наличествуют во многих мистико-фантастических проектах: от «Горца» (сериала) до «За гранью» и т.п.
От собственно нуара фильму достались многоуровневые загадки, с которыми приходится сталкиваться девушке Кейси. А та, как и положено в мрачном жанре, на некоторое время потеряла память, а потому понятия не имеет, зачем направилась в удаленный английский городишко, где её сбил автомобиль.
Между тем в окрестностях происходят странные вещи. Например, был обнаружен древний собор, который некогда «похоронили». Причем, в буквальном смысле. То есть засыпали тоннами земли, сделав основанием большого холма. Само по себе обстоятельство, не предвещающее для округи ничего хорошего.
В итоге героине Кристины Риччи приходится столкнуться с одной стороны с загадкой «агасферитов». Однако это не тайна сама по себе, а лишь следствие. Главный вопрос заключается в том: зачем они прибыли все сразу в одно место? И здесь открываются новые мрачные последствия некогда имевшихся в этих местах событий.