Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Как фантастику превратить в мистический нуар?

-2

Если вы посмотрите фильм «Город проклятых» (2002), то сможете предположить, что он напоминает один из эпизодов нуаро-мистических сериалов в стиле «Тринадцатого ангела» или «Святого дозора». Нельзя сказать, что в проекте есть сильное режиссерское решение, но задумка в части сценария была очень хороша.

Начнем с того, что кого-то лента привлечет тем, что главные роли в ней достались Кристине Риччи и Йену Грффиту образца двадцатилетней давности. Вообще-то название кинокартины было бы правильно перевести к «Сборище» (Gathering); а то «город», да ещё «проклятых» дает безосновательные поводы для утверждений, что речь идет о «фильме ужасов».

Начало, конечно, вызвало некие пугающие ощущения. Например, исчезнувший в неизвестном направлении юноша, который только что был у вас за спиной. Или зловещая собака, что приходит по ночам полаять на окна одного дома. Но всё это «мишура» - тут важна основная идея.

Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)
Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)

А вот главная тема была заимствована из фанатических триллеров. А именно, «Похитителей прошлого» (1999) и предшествующей им «Замечательной поездки» (1991). Только туристов во времени заменили неким подобием тайного общества.

Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)
Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)

То есть изменился вектор трагического движения. В одном случае люди прибывали из будущего, дабы веселить себя драматическими событиями «нашего настоящего». В другом случае они бесконечно бредут по бытию, лениво наблюдая многочисленные несчастья и людское горе.

Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)
Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)

Их никак не характеризовали, однако если принять во внимание некоторые религиозные аспекты, то было бы допустимо назвать «агасферитами» (от библейского персонажа Агасфера, который более известен под прозвищем с эпитетом «вечный»). То есть бессмертие явлено не как дар, но как проклятие.

Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)
Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)

В этом отношении весьма показательно, что сумрачные персоны в отличие от упомянутых выше фантастических туристов не получают удовольствия от созерцания чужих страданий. Их праздное любопытство трансформировалось в нечто вроде «обязательного надзора». Надо отметить, что персонажи вроде «сторонних наблюдателей» наличествуют во многих мистико-фантастических проектах: от «Горца» (сериала) до «За гранью» и т.п.

Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)
Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)

От собственно нуара фильму достались многоуровневые загадки, с которыми приходится сталкиваться девушке Кейси. А та, как и положено в мрачном жанре, на некоторое время потеряла память, а потому понятия не имеет, зачем направилась в удаленный английский городишко, где её сбил автомобиль.

Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)
Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)

Между тем в окрестностях происходят странные вещи. Например, был обнаружен древний собор, который некогда «похоронили». Причем, в буквальном смысле. То есть засыпали тоннами земли, сделав основанием большого холма. Само по себе обстоятельство, не предвещающее для округи ничего хорошего.

Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)
Кадр из фильма «Город проклятых» (2002)

В итоге героине Кристины Риччи приходится столкнуться с одной стороны с загадкой «агасферитов». Однако это не тайна сама по себе, а лишь следствие. Главный вопрос заключается в том: зачем они прибыли все сразу в одно место? И здесь открываются новые мрачные последствия некогда имевшихся в этих местах событий.