Найти тему

Методология SIPOC: как улучшить процессы компании?

Оглавление

Методология SIPOC — это инструмент описания бизнес-процессов. Он суммирует входные и выходные данные одного или нескольких процессов и представляется, в большинстве случаев, в табличной форме.

Аббревиатура SIPOC складывается из пяти слов:

  1. Поставщик  – субъект или компания, которая поставляет производственные ресурсы
  2. Входы  – материалы, энергия, информация, товары, люди и финансовые ресурсы, которые необходимы для выполнения процесса
  3. Процесс  – совокупность мероприятий, которые вместе преобразуют входные данные в выходные (представляющие ценность для клиента)
  4. Выходы  – материальный продукт или услуга, которая является результатом процесса
  5. Заказчик (или Клиент) – субъект или компания, которая получает результаты процесса

Некоторые организации используют противоположную аббревиатуру COPIS, которая ставит клиента на первое место и демонстрирует его ценность для организации.

SIPOC-методология
SIPOC-методология

Методологию SIPOC часто используют для описания и обзора всех бизнес-процессов компании. Такой анализ помогает сотрудникам или руководителю компании выявить потенциальные пробелы в работе: ненужные входы, выходы, которые не ценятся клиентами или этапы процесса, несущие убытки.

В большинстве случаев карты SIPOC применяют:

  • для того чтобы определить границы конкретного проекта. При помощи SIPOC устанавливают рамки рассматриваемого процесса, прежде чем приступить к его анализу
  • в проектах Бережливого производства, если бизнес застрял в развитии и нужно описать движение товаров или услуг, чтобы выявить слабые места
  • в качестве методологии реорганизации бизнес-процессов. Часто конфликты в компаниях возникают на стыках подразделений или должностей. В данном случае помогает SIPOC-концепция Клиент – Поставщик

Чтобы понять, как методология работает, рассмотрим пример простой схемы SIPOC.

Пример схемы SIPOC

Ключевая цель построения SIPOC-схемы – определение всех этапов проекта, начиная с самого начала. Имейте в виду, что основная часть диаграммы – это количественная оценка входов и того, кто их предоставляет.

Разберем на примере схему, показывающую, как входы преобразуются в выходы. Название нашего процесса: настройка ноутбука для нового сотрудника.

  • Поставщик: HR-отдел, отдел бухгалтерии, IT-отдел, магазин компьютерной техники
  • Входы: соглашение о приёме на работу, денежные средства на закупку новой компьютерной техники, запрос в магазин
  • Процесс: поставка новой компьютерной техники, распаковка и первоначальная настройка, установка необходимых программ, постановка оборудования на учёт
  • Выходы: настроенный ноутбук, доступ к электронной почте для нового сотрудника, подтверждение корректной работы компьютерной техники
  • Заказчик: новый сотрудник
Примеры схемы SIPOC
Примеры схемы SIPOC

Мы привели самый простой пример того, как работает диаграмма SIPOC. Она также может быть многоуровневой: процесс может состоять из большого количества шагов, а заказчиков может быть более десяти. Главная сложность – выделение элементов для входа, а также составление процесса. Его важно разбить на ключевые компоненты и найти для них место в диаграмме.

Далее рассмотрим основные преимущества применения методологии SIPOC в организации.

Преимущества использования методологии

Методология SIPOC представляет собой простой для понимания инструмент. Руководитель компании может использовать данный метод в различных ситуациях. Рассмотрим семь основных преимуществ схем SIPOC:

  1. Легко читаемы и воспринимаются ЛПР проще, чем нотации серии IDEF*
  2. Точно показывают, где процесс начинается и заканчивается
  3. Могут помочь прояснить главные этапы процесса
  4. Обеспечивают единство понимания процесса в организации
  5. Позволяют быстро определить ключевые входы или выходы процесса
  6. Позволяют быстро определить ключевых поставщиков или клиентов процесса
  7. Помогают выявить пробелы в работе компании

*методика концептуального проектирования сложных систем

И не самое очевидное преимущество – лояльность клиента. Часто заказчики боятся переплатить либо просто не понимают, за что с них требуют деньги. В этом случае руководители компаний предлагают клиенту самостоятельно заполнить и детализировать процесс. Подобный консалтинг помогает:

  • Заказчику: понять, куда уходят его деньги
  • Компании: не прерывать отношения с клиентом

Такой подход выгоден и по другим причинам: вы помогаете клиенту, не затрачивая своего времени, а также экономите время и нервы на нецелевых действиях.

Мы тщательно подходим к вопросам ведения клиента и оказанию услуг. Используем только проверенные современные технологии для оптимизации нашего производства! Готовы выполнить задачи любой сложности и внедрить новые технологии для вашей компании. Звоните по телефону +7 (495) 118-39-18 или заполните форму.