О доминирующем принципе построения техники перемещений в боевых единоборствах
Каждый, кто приходит в зал, чтобы начать заниматься каким-либо из видов боевых единоборств, первым делом сталкивается с темой стоек и перемещений. Ведь так уж сложилось, что в подавляющем большинстве направлений, стилей и школ все элементы техники, будь то удары или защитные действия, выполняются из вполне определённых положений тела, называемых стойками. Перемещения, по сути, представляют собой переходы из одной стойки в другую, и также являются обусловленными. В итоге, для каждой школы характерен свой, индивидуальный, визуальный рисунок движений бойца, часто позволяющий легко идентифицировать, что это за школа.
Поскольку техника боевых искусств чрезвычайно разнообразна, и число известных школ, претендующих на оригинальность, измеряется как минимум сотнями, то разнообразие стоек и вариантов перемещений также очень велико.
Конечно же, вряд ли кто-то из новичков, делая первые шаги по залу, задумывается, а зачем вообще нужны стойки, и почему они именно такие.
Но скорее всего, их вопрос будет предвосхищён наставником, проводящим занятия, который объяснит, что правильные стойки нужны для того, чтобы обеспечить устойчивость бойца при выполнении различных технических элементов. К примеру, тех же ударов и блоков. И хорошая устойчивость в стойке достигается тогда, когда проекция центра тяжести бойца находится как можно ближе к центру его условной площади опоры.
Можно добавить, что чем ниже стойка, тем больше площадь опоры, и, соответственно, лучше устойчивость.
При этом отклонения корпуса от вертикали, смещая проекцию центра тяжести к краю площади опоры, напротив, снижают устойчивость. Поэтому (в большинстве случаев) бойцам предписано держать корпус вертикально.
На первый взгляд кажется, что все эти требования вполне логичны. И тот факт, что удержание бойцом равновесия тела при ведении поединка является необходимым условием успеха в этом поединке, думаю, сомнению не подлежит.
Но тем не менее, задуматься здесь есть над чем. Во-первых, любой тип перемещений, при котором начальной и конечной фазами являются устойчивые стойки, не является для человека естественным навыком. Перемещения в стойках надо осваивать. На это уходит много времени, и оказывается, что сами эти перемещения достаточно энергоемки.
Во-вторых, скорость перемещений подобного типа часто бывает недостаточной для решения определённых задач поединка. И мы видим, как, к примеру, каратисты, которые годами шлифовали перемещения согласно технике школы, на соревнованиях почему-то переходят на челнок.
В-третьих, при перемещениях в стойках, когда надо соблюдать условия вертикальности корпуса для обеспечения необходимой устойчивости, крайне затруднительно выполнять уклоны и уходы. А ведь это наиболее эффективные способы защиты от ударов.
А может быть бойцу и не обязательно в поединке двигаться в каких-то специальных стойках? Ведь те же боксёры перемещаются (по большей части) обычными шагами, лишь легковесы часто переходят на челнок. Вопрос риторический. Сам факт существования бокса говорит о том, что без специальных стоек обойтись можно.
Но надо учитывать, что перемещения шагами при свободном положении тела снимает лишь первую проблему из трёх основных, которые мы отметили выше – проблему неестественности движений, и как следствие, лишних затрат энергии на перемещения. Две другие проблемы, а именно низкие скорость и маневренность перемещений, остаются.
Так можно ли сделать перемещения такими, чтобы они позволяли бойцу легко изменять положение и ориентацию тела в пространстве для того, чтобы избегать ударов, не меняя их траектории? Позволяли в нужный момент резко увеличить скорость движения для того, чтобы неожиданно разорвать дистанцию, либо, напротив, быстро сблизиться с противником. И при этом ощущать естественность и лёгкость движения с минимальными затратами энергии.
Оказывается, можно. И в основе построения таких перемещений лежит биомеханика ходьбы, потому что именно ходьба является наиболее естественным для человека способом передвижения.
И здесь внимание! Как это ни парадоксально прозвучит, в раннем детстве, когда мы учились ходить, то реализовали лишь часть потенциала, который заложен в механизме хождения человека. Кое-что осталось за кадром. А почему?
Да потому, что в обычной, нормальной жизни нам большего и не надо. А вот для поединков для того, чтобы уметь в последний момент увернуться от удара, а свой нанести из положений, из которых, казалось бы, ударить невозможно, то, что мы недоосвоили, как раз очень пригодится.
Наверное, здесь у многих читателей возникнет вопрос: а на основании чего автор делает столь резкое суждение, по сути указывая на то, что человечество за всё время своей эволюции не реализовало полностью свой физический потенциал в таком, совсем не сложном, деле как ходьба? Ведь мы умеем ходить и вперёд, и назад, и вбок, и танцевать умеем. Да чего мы только не умеем, двигаясь шагами.
И всё же, у автора есть основания утверждать, что именно углублённое понимание механизма ходьбы открывает путь к системе целевых движений, которые существенно раздвигают возможности боевых перемещений, сохраняя их естественность.
В следующих выпусках нашего журнала все эти вопросы мы разберём более подробно.
Александр Половинкин,
Москва, Россия