После посещения кафедрального собора Софии Премудрости Божьей я отправился в гости к новгородскому архиепископу. Ну конечно не Николаю Львовичу Церпицкому, митрополиту Льву, который ныне возглавляет Новгородскую и Старорусскую епархии, а к его предшественникам – владыкам (архиепископам) Новгородским времен Новгородской республики. Софийский собор является восточной границей Владычного двора, самой древней части новгородского Детинца (Кремля). Во времена Новгородской республики в начале XV века новгородские архиепископы были фактическими главами Новгородской республики и главами антикняжеской (а часто и антимосковской) партии. Могущество новгородских владык должна была подчеркнуть их резиденция и владыка Евфимий II, который был новгородским архиепископом с 1429 по 1458, пригласил для ее строительства «немцев». Под руководством иностранных специалистов резиденция новгородских владык была построена в готическом стиле (или точнее, в стиле кирпичной готики).
«Немцы» построили достаточно вычурное для Новгорода здание.
Но владыка Евфимий зря старался, т.к. именно здесь прозвучал указ Ивана III о присоединении Новгорода к Русскому государству.
Сейчас Владычная палата (другое название – Грановитая) - одно из старейших гражданских зданий России.
В последующие годы палата подвергалась перестройкам, реконструировались фасады. В советские годы здесь был организован музей прикладного искусства. В конце XX века здание обветшало и началась его реконструкции. По возможности зданию вернули исторические внешний и внутренний виды. Хотя первоначальный внешний вид вернуть не получилось. В целом наружный вид немного необычен, но не впечатляет. А вот внутри палаты интересно походить по старинным залам, комнатам, коридорам..
В настоящее время палата используется под музейные нужды. Мне было интересно побывать в этом здании именно из-за того, что это очень старое гражданское здание, в котором вершилась судьба Новгородской республики в годы ее заката.
Я пришел во Владычную палату сразу после открытия и успел побродить по ее залам, лестницам и комнаткам почти в одиночестве.
Сейчас в палате музей декоративно-прикладного искусства. Представлена церковная утварь из ризницы Софийского собора, иконы и немного ювелирных изделий из Европы.
Вход во Владычную палату охраняют грозные (но не страшные) львы.
На первом этаже находится экспозиция, посвященная истории палаты и представлены некоторые личные вещи ее самых известных обитателей.
Здесь можно увидеть макет первоначального вида Владычной палаты и он очень отличается от нынешнего.
В XV веке это было типичное готическое здание, характерное для многих европейский городов в Балтийском регионе. Что подобное можно увидеть в Риге, Варшаве, Вильнюсе. Владыка Евфимий хотел «увести» Новгородскую республику на Запад, но это ему не удалось. Даже внешний вид главного здания средневекового Новгорода приближен в русскому стилю. В этом зале можно увидеть личные вещи Евфимия, а так же патриарха Никона, который тоже занимал Новгородскую кафедру.
Самое интересное во Владычной палате находится конечно на втором этаже.
Здесь располагается главный зал средневекового Новгорода. Его еще называют одностолпным или Готическим. Здесь проходили заседания суда и Совета Господ (фактического высшего органа управления Новгородской республикой). В этом зале предположительно зачитали указ Ивана III "А вечу и колоколу в вотчине нашей Новеграде не быти, а государство нам свое держати". Зал восстановлен во всем готически-кирпичном великолепии и здесь выставлены церковные сокровища из Софийского собора. Сочетание готических кирпичных форм и православной золотой церковной утвари очень своеобразное, но типичное для средневекового Новгорода, который «застрял» между Москвой и Литвой.
При этом золотое великолепие и старинные драгоценности меня заинтересовали меньше, чем само здание. Было интересно побродить по его коридорчикам, лестницам переходам. Поглазеть на сохранившиеся фрески.
Владычная (Грановитая) палата мне понравилась, очень интересное здание, да и музейная экспозиция интересная. Хотя лично меня обилие «золота» утомляет.
Спасибо за внимание…
Продолжение следует…