Мария-Антуанетта проснулась рано и в дурном настроении. Ночью она ворочалась с одного бока на другой, да и сны ей какие-то дурацкие снились. То она, задев кринолином камин, превращается в пылающий факел, то болеет тифом, то вообще умирает от отравления каким-то непонятным веществом.
Открыв глаза, она с облегчением выдохнула: "фух, это был лишь дурацкий сон". Звоном колокольчика она вызвала служанку, которая помогала ей одеваться. Что-что, а вот одеться по последней парижской моде она любила: все самые модные новинки тут же оказывались в её гардеробе. Даже сама королева не одевалась с таким изяществом и вкусом!
В её шкафу вещи и в самом деле были самые модные. Но вот незадача: большая часть этих вещей запросто могла убить свою владелицу. Причём не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле этих слов. Это была одежда, которая убивала по-настоящему.
Многие модницы и модники прошлых столетий подвергались ужасной, смертельной опасности, ведь для производства некоторых предметов гардероба использовали очень опасные компоненты. Про кринолин я уже писала здесь, а вот ещё про 4 опасных и ужасных предмета гардероба расскажу в этой статье.
Наливайте кофе, устраивайтесь поудобнее, рассказываю.
Обувь на одну ногу
До 19 века сапожники не замечали того, что правая и левая нога разные. Поэтому всю обувь они делали по одной мерке (длина) и только на одну ногу. Представляете, что это был за ужас?
Обуваешь ты, значит, прекрасные сафьяновые сапожки, и понимаешь, что одна твоя нога как минимум чувствует себя некомфортно. Через несколько часов, танцуя на балу с прекрасным незнакомцем, ты мечтаешь не о том, чтобы поскорее оказаться с ним в будуаре, а о том, чтобы поскорее разуться...
Для лучшего понимания: когда мы покупаем новые кожаные туфли и куда-то обуваем их, так толком и не разносив, мы стираем ноги в кровь. А несчастные модницы прошлых лет каждый день так издевались над своими прекрасными несчастными ножками.
Им было больно и неудобно настолько, что для перемещения она были вынуждены хватать под руку первого проходящего мимо мужчину или же опираться на трость (как вариант, на зонтик в виде трости).
Иногда, примеряя в магазине какую-то пару обуви, мне кажется, что она тоже сшита на одну ногу. К счастью, это бывает не особенно часто.
Изумрудный и опасный
Всё началось в 1775 году, когда Карл-Вильгельм Шееле, шведский химик-фармацевт, изобрёл удивительный раствор ярко-зелёного цвета. Стоило окунуть в него ткань, как она приобретала изумительный изумрудный оттенок. Это было что-то фееричное, инновационное. Для модниц 18 века это открытие приравнивалось к тому, что земля круглая. Да-да, это было настолько важно.
Парижские швейные ателье стали тоннами закупать "зелёный Шееле" (так назвали этот раствор) и стали красить им каждый второй отрез ткани. Женщины тоннами скупали всё изумрудное: шляпки, платья, перчатки, туфли, сумочки. Причём, если в шляпках и одежде крашенная ткань не соприкасалась с телом, разделённая подкладкой, то вот перчатки были без подкладки. И каково же было удивление модниц, когда они обнаруживали на своих нежных пальчиках сыпь, экзему, и даже ужасные нарывы.
А всё потому, что "зелёный Шееле" состоял из следующих компонентов: карбонат натрия, сульфат меди и... оксид мышьяка. Да-да, того самого мышьяка, который унёс столько жизней!
Но красота требует жертв. Поэтому многие модницы, даже зная о том, что всё изумрудное опасно для жизни, продолжали скупать вещи модного оттенка. Он был повсюду: им красили стены в комнатах, одежду, обувь, аксессуары, кондитерские изделия и даже наборы для рукоделия.
В те годы многие знатные дамы изготавливали венки, детали для которых (плоды, виноград, цветы и листья) окрашивали опасным мышьячным раствором.
Но, если знатные дамы травились через одну, то представьте, каково было работницам фабрик, которые занимались покраской изделий "раствором Шееле"? Порошок оседал на их одежде, они приносили его домой, он оседал на стенках их домов, попадал в пищу... От этого заболевали и их домочадцы, которые не работали на производстве, но коварный раствор всё равно попадал им на кожу и в лёгкие.
Ох, сколько же жизней унёс этот прекрасный зелёный, и не сосчитать.
Безумные шляпники
Есть страна, которую не отыскать на Земле, говорят чтобы выжить там, нужно быть безумным как Шляпник, это собственно я и есть.
Помните безумного шляпника из культовой книги Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес"? Многих удивляло его, мягко говоря, неадекватное поведение. Настроение этого персонажа менялось, как ветерок в мае - каждую секунду. Нет, в этой книге все герои странные, но этот превзошёл всех вместе взятых.
Так вот, на самом деле, все симптомы его поведения указывают на то, что он болен болезнью, которая называется микромеркуриализм. Если говорить проще, то это - хроническое отравление ртутными парами.
Спросите, откуда она взялась у него? Рассказываю.
В те далёкие времена мужские головные уборы изготавливали из бобрового фетра. Стоил мех зверушки дорого, поэтому хитрые шляпных дел мастера стали разбавлять его кроличьим. Так как мех ушастого более жёсткий (в сравнении с мехом бобра), то его надо было размягчать. А для этого использовали ртуть. Ту самую, которую мы видим в градусниках.
В мех её втирали голыми руками, ведь резиновые перчатки в то время ещё не изобрели. После, когда из размягчённой шерсти валяли шляпу, люди также работали с ртутью. Более того- в момент вычёсывания готовых шляп в воздух поднимался ртутный пушок. Представляете, сколько ртути было в организмах работников шляпных мастерских?
Накапливаясь в организме, она вызывала состояние аффекта и галлюцинации, из-за чего многие шляпные мастера просто решали самостоятельно свести счёты с жизнью. При этом они абсолютно не отдавали себе отчёта в том, что делают.
Впрочем, владельцы таких головных приборов тоже постепенно получали ртутное отравление, только приводящее не к таким ужасным последствиям. Их спасала внутренняя подкладка.
Несмотря на множество смертей от ртутного отравления, её использовали для производства шляп практически до середины 20 века.
"Тифозные" юбки
В конце 19-начале 20 века началась самая настоящая эпидемия тифа. Причём болели им все без разбора: и бедные, и богатые. Поначалу не могли понять, как болезнь проникает в дома, где служанка каждый день убирает всё до зеркального блеска, а затем догадались: женщины приносят тиф в дом на подолах своих юбок!
Да-да, именно так. В то время на улицах никто особенно не убирался, ни о какой стерильности и речи не шло. Поэтому, стоило дамочке выйти на рынок за продуктами или дойти до кареты, чтобы отправиться на бал, как к подолу её юбки тут же цеплялись тысячи коварных бактерий, в том числе и тифозных.
Как ни странно, но сатирические журналы высмеивали это карикатурами, на которых была изображена служанка, чистящая юбку, из-под которой поднимаются облачка тифа, а рядом стоит испуганная дама со своими детьми. В дальнем углу стоит, радостная и довольная происходящим смерть с косой и ждёт свою добычу.
Жуткие карикатуры, но правдивые. Умерло от этой болезни очень много людей.
Подводя итоги
В наши дни, когда улицы моют с мыльным раствором, на каждом углу стоят урны, в тканях используют натуральные красители, а для изготовления шляп перестали использовать ртуть, сложно поверить в то, что когда-то модники и модницы умирали от этих, казалось бы, безобидных вещей.
В моём гардеробе есть изумрудное платье с Алиэкспресса (даже три, ведь рыжим этот цвет очень идёт), есть дамская фетровая шляпка с небольшой вуалью, есть даже платье с кринолином (свадебное, которое до сих пор бережно храню). Про туфельки молчу - у меня их около 50 пар, это моя страсть, почти как у Кэрри Брэдшоу. И все эти вещи абсолютно безопасны, их можно носить целыми днями без угрозы сыпи или смерти.
А вот несчастная модница Мария-Антуанетта, фрейлина королевы, умерла всего в 25 лет. И всё потому, что туфли были на одну ногу, платье покрашено раствором Шееле, а корсет перетягивал талию, не давая дышать.
Вот такая она, эта прекрасная и опасная мода, которой мы, женщины, поклонялись во все времена.
Берегите себя и создавайте свою моду.
С любовью, ваша Лаванда.