Найти тему

Мышление, которое мешает работать

Сегодня не про негативное мышление, а про тревогу. Наверно, если посчитать, сколько минут в день тратится на беспокойство и “а что если”, можно лишние пару часов наскрести. Так что будем разбираться, как справляться с самыми частыми предубеждениями и мыслительными привычками, которые подрывают продуктивность.

1) Думать, что всегда нужно быть на высоте

Нервно ожидаешь обратную связь на сданный проект/план/вставь свой вариант. Боишься, что найдут ошибки, а ведь их надо избегать любым способом. Нельзя показывать себя с невыгодной стороны, даже если это означает не браться за определённые задачи. Всего одна оплошность — и все вокруг поймут, что ты вовсе не такой уж профессионал.

Отзываются мысли? Это наш старый друг — синдром самозванца. Главный симптом — ощущение, что ты притворяешься профессионалом и в любой момент правда может раскрыться. К счастью, такая тревожность — это часто признак того, что на самом деле всё в порядке. Просто ты достаточно разбираешься в предмете и осознаёшь, что есть, куда расти.

Если ощущение “
самозванности” каждый день вклинивается в работу, а любая ошибка выбивает из колеи, разберись с предубеждениями. Постепенно приучи себя к мысли, что вокруг — такие же люди, которые могут ошибаться и выполнять работу неидеально, но при этом ты признаёшь их профессионализм. Сама работа тоже не обязана быть идеальной: в большинстве случаев достаточно сделать на 4, а в остальных — на 4+. И, наконец, мы часто воспринимаем себя искаженно. Кажется, что получилась ерунда, а начальник доволен. Или наоборот — так тоже случается. В любом случае, дай окружающим право решать. Вот когда постучат тебе в дверь с обвинением в самозванстве, тогда можно беспокоиться. Но я уверена, что никто не придёт.

2) Бояться побеспокоить

Ходишь кругами по комнате, прежде чем отправить запрос на рекомендательное письмо. Переживаешь несколько дней, прежде чем попросить у начальника отгул в разгар дедлайнов. Не очень продуктивная трата времени, правда? Тревожность здесь вырастает из опасения, что зря побеспокоишь человека и вообще получишь отказ.

Но кто сказал, что так будет? Есть ли хоть один не нафантазированный пример, когда отказали? А если и есть, что страшного произошло? Подобные вопросы помогают докопаться до предубеждения, которое по факту ни на чём не основано, а под ногами путается. Теперь ты видишь предубеждение и можешь от него освободиться.

3) Додумывать за других

Если бы у нас всегда было сверхподробное тех.задание или мы умели читать мысли, проблем бы не было. Но пока приходится обходиться собственными рассуждениями, которые не всегда соответствуют действительности, но принимаются за истину.

Приходишь, например, на новую работу и получаешь первое задание. Тратишь на него 12 часов за сутки, прочитываешь весь интернет, чтобы ничего не упустить, и лихорадочно проверяешь на десятый раз перед отправкой. А как иначе, ведь новый босс ждёт — нельзя разочаровывать. В действительности же тот самый босс и думать забыл про задачу: ему важно, чтобы вовремя была поставлена галочка, и вообще он готов, что на первый раз будет несколько кругов правок. Выходит, много беспокойства из ничего.

Чтобы сохранить нервы и не перерабатывать зря, сопоставь свои стандарты с реальными ожиданиями людей. Для этого нужно наладить коммуникацию. Просто спросить, короче говоря
(см. пункт 2). Все будут только счастливы: ты направишь сэкономленные усилия в более продуктивное русло, а заказчик работы получит, что хотел.

Замечаешь за собой подобные паттерны мышления? Что мешает больше всего?