Существует теория, согласно которой кризис можно преодолеть двумя способами. В автомобильном мире это производство более доступных моделей или увольнение рабочих и закрытию заводов на определенный период времени.
Когда в конце 20-х годов мир охватила Великая депрессия, в Соединенных Штатах было более 150 производителей автомобилей. Не прошло и пяти лет, как их осталось всего около тридцати. Речь пойдет о такой компании, как Pierce-Arrow, которая в такие сложные времена представила автомобиль, цена которого в пересчете на сегодня свыше 200 тысяч долларов. Это модель Pierce-Arrow Silver Arrow.
Предшественник этой компании был основан в 1865 году под названием Heinz, Pierce&Munschauer и в основном занимался производством кухонного оборудования и продуктов питания. В конце 19 века к предложению добавились велосипеды, а в 1903 году – автомобили. До тех пор единственным владельцем оставался бизнесмен Норман Пирс, поэтому он изменил название компании на Pierce-Arrow.
Многие из ранних моделей компании производились по лицензии, а тогдашний президент Уильям Тафф заказал два экземпляра в качестве первого официального автомобиля самого влиятельного человека в Америке. К 20-м годам у Pierce-Arrow были одни из самых желанных моделей в Америке, а клиентами были в основном члены королевской семьи и самые влиятельные люди в шоу-бизнесе. Казалось, что будущее было светлым и что эта компания будет рядом с Rolly-Royce, Maybach, Duesenberg и другими гигантами, но, как и во всем остальном в жизни, предсказать, что принесет завтрашний день, не так-то просто.
Шел 1929 год, и мир был охвачен одним из величайших кризисов в современной истории. Уровень безработицы в следующие несколько лет достигал 25%, и даже те, у кого были деньги, не хотели тратить их и показывать свою силу. В отличие от сегодняшнего времени, не было государственных программ помощи компаниям и людям, и все это отражалось на автомобильном мире.
В упомянутом 1929 году «за океаном» было продано около четырех миллионов новых автомобилей, а через три года цифра будет на 75% ниже. Например, даже Ford, который был абсолютным лидером, столкнулся с тем, что поставки упали всего до 300 тысяч автомобилей, а то и в пять раз меньше, чем всего несколько лет назад.
Гиганты премиум-класса, такие, как Peerless и Marmon, исчезли, Cord и Duesenberg оказались на пороге той же участи, а Cadillac и Lincoln выжили только потому, что за ними стояли богатые боссы. Упомянем также Packard, решившего сконцентрироваться на новой линейке более дешевых моделей, что сильно ударило по имиджу компании.
В указанное время Pierce-Arrow находился в руках Studebaker, но отказался производить более дешевую альтернативу. Кроме того, Пирс-Эрроу решил во время величайшего кризиса инвестировать в новый автомобиль, который могли позволить себе только люди с самыми глубокими карманами, модель Silver Arrow.
Премьера новинки последовала на автосалоне в Нью-Йорке в 1933 году. И на первый взгляд Silver Arrow действительно выглядел так, как будто он прибыл из будущего, с красивым стилем ар-деко, аэродинамической оболочкой и футуристическими инновациями. Молодой Фил Райт позаботился о дизайне, и то, насколько эффектно он выглядел, пожалуй, лучше всего подтверждает тот факт, что он очень понравился главному дизайнеру General Motors Харли Эрлу, которого сегодня считают величайшим американским стилистом.
Например, фары были встроены в передние крылья, решетка радиатора увеличена под аэродинамическим углом, а запасное колесо спрятано перед передней дверью в крыле. Затем все ручки были убраны, а задняя часть снова спускалась под большим углом в так называемом стиле «хвост лодки». В начале 30-х Silver Arrow выглядел как космический корабль.
Под капотом находился двигатель V12 объемом 7,6 литра, развивавший 175 л.с. Хотя масса автомобиля составляла колоссальные 2585 кг, Silver Arrow должен был развивать максимальную скорость 185 км/ч.
А потом был настоящий шок, когда была объявлена цена аж в десять тысяч долларов, или чуть больше 200 тысяч в сегодняшнем денежном эквиваленте. Это было на 25% больше, чем просили за Cadillac V12, который в то время считался в Америке высшей роскошью.
Но, как уже упоминалось, во время Великой депрессии даже те, у кого были деньги, не хотели выставлять напоказ это, так что, вероятно, это ключевая причина, по которой было заказано только пять автомобилей. Они немного отличались друг от друга.
Конечно, этого было недостаточно для спасения компании и Pierce-Arrow незаметно исчезла с рынка после 1938 года. Три экземпляра сохранились до наших дней и входят в число самых дорогих американских классиков. Время от времени они появляются на аукционах с ценой более двух миллионов долларов.
#ретро #классика #стиль #америка #30-е годы #классика #дорогой