Танки завораживают - мощные, впечатляющие своей массой, калибром орудия, скоростью. Их мощь особенно подчеркнула Вторая мировая война и успехи немецкого блицкрига. Но каково это - внутри танка? Как работает экипаж? Об этом вы узнаете из данного текста.
Кратко о происхождении танков
Окопная война на Западном фронте Первой мировой войны привела к тупиковой ситуации. Обе стороны закрепились на своих позициях, откуда их невозможно было выгнать. Военные историки называют такое положение дел преимуществом обороны над нападением. Преимущество было неоспоримым, о чем свидетельствуют десятки тысяч погибших при попытках захвата вражеских окопов. Масштаб возможных потерь иллюстрирует первый день британского наступления на Сомме, когда 1 июля 1916 года было убито или ранено до 60 000 солдат Его Величества.
Пехота не могла справиться с бункерами и пулеметными позициями. Чтобы уничтожить сеющие смерть пулеметные гнезда, нужно было подойти к ним на близкое расстояние. Приходилось прикрываться доспехами. Пехота, увязшая в грязи, была не в состоянии сделать это, тем более, если она была оснащена доспехами, подобными доспехам средневековых рыцарей. Достаточно толстые листы можно было перевозить только на автомобилях. Так родилась идея боевой машины - бронированного гнезда с легкой артиллерией и пулеметами, способного пройти невредимым через бесконечные поля грязи и уничтожить оборону противника.
Основными компонентами танка являются бронированный корпус, двигатель, подвеска с гусеницами и вооружение. Уже здесь бросается в глаза отсутствие, казалось бы, очевидного элемента - турели. На самом деле, только одна модель танка в Первой мировой войне имела такую башню - французский Renault FT-17. Другие машины, о которых пойдет речь - французский St. Chamond M16, британский Mark I/IV/V или немецкий A7V - имели вооружение, размещенное в так называемых спонсонах или просто встроенное в корпус.
Обычно они приводились в движение бензиновыми двигателями, мощность которых варьировалась от 35 до 150 лошадиных сил. Их расположение не всегда было таким очевидным, как сегодня - фактически, только в FT-17 они приняли ту компоновку, которая сейчас считается классической, с двигателем сзади. Большинство автомобилей имели центрально расположенный двигатель без защитных кожухов. Это привело к плачевным последствиям для экипажа.
Малое количество лошадиных сил приводило к низкой скорости - всего несколько километров в час, обычно около 6-8. Самым быстрым был британский Mark A "Whippet" (названный в честь породы борзых), развивавший головокружительную скорость 13км/ч. Шасси обычно вообще не имело подвески, а если конструкторы решались на такую экстравагантность, то она была не очень эффективной.
Чем они были оснащены? Обычно со смесью пушки и пулеметов, хотя версии некоторых моделей имели либо одно, либо другое из-за их предполагаемой роли на поле боя или конструкции, которая не позволяла установить пушку (здесь, например, британский Whippet). Хотя машины, как правило, не имели башен, поле обстрела практически полностью покрывало пространство вокруг них, так как орудия располагались спереди и по бокам, иногда по несколько штук одновременно. Для установки обычно использовались подвижные броневые древки с небольшими смотровыми отверстиями.
Жизнь экипажа танка
То, что мы описали выше, напрямую отражалось на условиях труда экипажа. Их количество варьировалось от 2 (в FT-17) до 18 человек (немецкий A7V), хотя обычно их было 5-9 человек. К ним относились командир, водитель и его помощник, механик, обслуживающий двигатель, прицелы и боеприпасы, закрепленные за отдельными орудийными гнездами. A7V, рекордсмен в этом отношении, имел экипаж из 12 человек, обслуживающих только пулеметы, которых на этом типе было установлено до шести. Таким образом, в тесных интерьерах было ужасно тесно, люди часто мешали друг другу.
Отсутствие амортизации приводило к тому, что солдат бросало на неровных поверхностях. Многотонные машины, выкатывающиеся из своих воронок, стремительно падали, а находившиеся в них люди разлетались от стены к стене. Они натыкались на выступающие части брони или скрытые внутри механизмы. Раны, ушибы, переломы и ожоги были в порядке вещей.
Последние были вызваны в основном работой двигателей. Они устанавливаются в центре и обычно не экранированы. Поэтому, защищаясь от падения, можно было легко попасть под горячий блок двигателя или выхлопную трубу. Кроме того, шум оказывал одурманивающее действие. Работающие на полную мощность двигатели также значительно повышали температуру внутри. Солдатам в толстой шерстяной форме, обливающимся потом, брошенным на стены, оглушенным ревом двигателя и взрывами вокруг, было чрезвычайно трудно выполнять свои обязанности. Вдобавок ко всему, пушки не имели никакой устойчивости.
Скорость во время боя позволяла собственной пехоте держаться на одной линии с машинами. Тактика взаимодействия танков и пехоты, которая в этот период только разрабатывалась, в основном основывалась на том, чтобы танковая сталь защищала пехотинцев. С другой стороны, пехотные артиллеристы лучше видели ситуацию, чем полуслепые члены экипажа, у которых было мало промежутков для наблюдения, поэтому они были более эффективны в обнаружении угроз. Однако низкая скорость была и проклятием - машины становились легкой добычей для вражеской артиллерии, даже той, которая вела огонь не прямо, а с дальнего тыла. Удар гранаты по танку мгновенно выводил его из боя.
В бою танкисты также могут быть ранены винтовочными пулями или осколками, попадающими через смотровые щели. Отскакивая от стен, они представляли смертельную угрозу для каждого солдата и для самой машины. Аналогичным образом, куски стали, оторвавшиеся от внутренней части брони в результате попадания пули снаружи, оказывали аналогичный эффект. Чтобы защититься от этого, они носили цепную броню или, по крайней мере, маски с шипами.
Ранние танки, как и все ранние машины, были подвержены различным неисправностям. Более того, даже сегодня такие сложные машины, как танки, требуют огромного объема технического обслуживания и становятся жертвами поломок, несмотря на самый лучший и тщательный уход. В условиях Первой мировой войны и зарождающейся технологии танкостроения они были обездвижены из-за проблем с трансмиссией или поломки гусениц. Такие машины становились легкой добычей для вражеской артиллерии.
Трудно не восхищаться теми, кто служил первыми танкистами. Условия, в которых им приходилось сражаться, были ужасными, они подвергались всевозможным опасностям - жаре, ожогам, обезвоживанию, обморокам, ушибам, переломам, порезам, ножевым ранениям, рваным ранам, выстрелам, взрывам, и вдобавок ко всему у них была ограниченная видимость, плохие возможности прицеливания, им было трудно работать вместе в тесном помещении и одурманивающем шуме. Несмотря на эти трудности, танки рассматривались как оружие будущего, и они были разработаны. В течение следующих 20 лет, к началу Второй мировой войны, их состояние значительно улучшилось.