Пару дней назад я впервые увидел свой первый трюк в кино...
Точнее, начать надо так: в кинематограф я впервые попал в 1985 году. Это был небольшой учебно-методический фильм "Искусство акварели", снятый студией Леннаучфильм. Там я не фехтовал и не делал никаких трюков, а играл маленькую роль юного художника.
А спустя шесть лет состоялся и мой первый трюковой дебют, в полнометражном художественном фильме режиссера Алексей Салтыкова "Гроза над Русью". Сейчас этот фильм называют российско-украинским, однако тогда, нам говорили что проект российско-американский, причем с американской стороны на картине работает помощник оператора Владимир Козловский.
Ну так вот, там я немного фехтовал, немного скакал на конях, падал и дрался, немного помогал своему тренеру Константину Охонскому в подготовке судебного поединка Матвея Хомяка и Митьки, однако единственным персональным трюком, который мне в то время достался было довольно банальное падение.
Эпизод выглядел следующим образом: опричники нападают на какое-то поселение и, среди прочих бесчинств, подвешивают за ноги какого-то мужика.
Тут, на помощь пострадавшим бросается сам Никита Серебряный со своей небольшой свитой. Один из конных воинов князя (его роль исполнил каскадер Сергей по прозвищу Алма-Ата), проскакивая мимо висящего мужика и, в с неумолимым милосердием, перерубает веревку на которой тот (то есть, уже я) болтается.
Падение не такое уж страшное, если не считать некоторого дискомфорта от вертикального старта головой вниз в полутора метрах от земли.
Но, как это часто бывает, во время исполнения трюка что-то пошло не так.
Прежде всего, выяснилось, что ни одна из имеющихся у нас сабель не способна перерубить капроновую веревку. Алма-Ата проскакивал мимо меня, изо всех сил наносил удар, однако веревка только пружинила, заставляя мое тело довольно комично дергаться и вращаться.
После нескольких неудачных дублей, постановщик трюков Вячеслав Бурлачко "обвинил" меня в слишком маленьком весе, хотя именно по этой причине я был избран для данного трюка.
Тогда, для следующего дубля изменили точку съемки. В кадре должна была остаться только верхняя часть меня (то есть, в перевернутом состоянии этой частью стали ноги с веревкой), а нижнюю часть (плечи, голову и руки), скрытую границей кадра утяжелили. В качестве утяжелителя выступил каскадер Анатолий Ходюшин, который вцепился в меня, и принялся всем своим весом тянуть вниз. Веревка действительно натянулась как струна и, по расчетам постановщиков, должна была с легкостью поддаться сабельному удару.
Не тут-то было! Еще несколько дублей убедили всю съемочную бригаду, что современная веревка из синтетических материалов значительно превосходит любые имеющиеся у нас каскадерские сабли.
Зато, за время экспериментов, тело мое уже порядком обвисло, лицо налилось кровью и я совершенно перестал отличаться от красномордого актера, которого дублировал.
Ситуацию спасло третье решение: Веревку отвязали от дерева и двое особенно сильных каскадера просто зафиксировали ее в руках. А когда, в очередной раз, Алма-Ата проскакал на коне и взмахнул саблей, ее отпустили и я бесхитростно рухнул на землю.
Стоп! Снято! Аплодисменты!
И вот так случилось, что этот свой трюк я увидел лишь спустя 31 год после съемок. Потому что так и не довелось мне до этого времени посмотреть "Грозу над Русью".
Теперь вот посмотрел, и в очередной раз убедился, что не умеет наш кинематограф (ни российский, ни российско-украинский, ни даже российско-американский) снимать трюки. От всего моего полутораметрового свободного падения остались только промелькнувшие ноги, занявшие не более одной секунды экранного времени.
Кстати, моя следующая большая работа в большом кино - киноэпопея "Ермак" тоже началась с повешения.
Но это уже совсем другая история...