При выборе утеплителя многие специалисты рекомендуют ориентироваться на технические параметры материала и цену. Таких же рекомендаций придерживались и мы в других публикациях. Эти советы не утратили своей силы, но в этой статье мы хотим уделить внимание аспекту выбора теплоизоляционного материала для определенного типа отделки фасада.
Виды утеплителей
Минеральная вата - теплоизоляционный материал из тонких нитей, который получают в результате расплава горных пород базальта (базальтовая вата) или стекла (стекловата). Материал не горит и хорошо пропускает пар, при этом легко набирает влагу и теряет теплотехнические свойства.
Пенопласт - утеплитель из гранул пенополистирола, выпускается в виде жестких плит, которые хорошо сохраняют форму, обладает низкой паропроницаемостью и поглощает меньше влаги. По классу горючести относится к группе материалов Г3.
Экструдированный пенополистирол (ЭППС) - изготавливается из того же сырья, что и пенопласт, но способ изготовления отличается тем, что материал выдавливают через экструдер. В результате плиты получаются более жесткими и непроницаемыми для воды и пара. По классу горючести изделия обычно относят к Г4.
Пенополиуретан (ППУ) наносится механизированным способом, что обеспечивает бесшовное утепление фасада. Материал обладает высоким водопглощением по сравнению с другими утеплителями. Класс горючести - Г3.
Для сравнения водопоглощение минеральной ваты составляет 1 - 1,5%, пенопласта - 0,5%, ЭППС - 0,13 - 0,3% , у ППУ этот показатель 2%.
Выбор утеплителя под варианты отделки фасада
Облицовка плиткой
Облицовка штучными материалами, связанными с основанием адгезионным способом, требует ровной жесткой поверхности. Нанесение мокрых смесей на утеплитель приводит к его увлажнению. Если несущая стена при этом выполнена из пористого материала (газобетон), то следует обеспечить выход влаги через швы. Они должна занимать не менее 25% площади стены.
Использование минеральной ваты под облицовку плиткой или керамикой неудобно из-за высокой паропроницаемости утеплителя. В такой системе влага может скапливаться в адгезионном слое и впитываться в утеплитель. В зоне цоколя наиболее оптимальным будет использование ЭППСа, а на верхней части фасада - пенопласта.
Облицовка каменной кладкой
Такие конструкции еще называют трехслойными стенами: первый слой - несущий, второй - утеплитель и внешний - облицовка. При использовании минераловатных утеплителей обязательно устройство вентиляционного зазора между лицевым кирпичом и теплоизоляционными материалами. Вертикальное движение воздушных потоков должно удалять конденсат. При отсутствии вентиляции минеральная вата в слоистых кладках будет быстро намокать.
Пенопласт не боится воды, но он горюч. Воздушный зазор в таких конструкциях может создавать тягу для распространения огня при пожаре. Для использования горючих материалов в этих условиях следует обеспечить надежную огнезащиту (оштукатуривание пенополистирола, деформационные швы заделываются проволочной губкой). Отсутствие вентиляционного зазора может приводить к намоканию облицовочной кладки.
Навесной фасад
Этот вариант отделки фасада обычно предполагает закрепление на стальной или деревянной обрешетке финишного слоя (фанера, осб, сайдинг, вагонка и др.). Утеплитель обычно закрепляется на стене, между ним и облицовкой формируют воздушный зазор. Опасность распространения огня не дает использовать горючие утеплители. Особенно если сам навесной фасад сделан из горючего материала. Для минеральной ваты следует обеспечить защиту от конденсата в виде пароизоляции и ветрозащиты.
Оштукатуривание фасада
"Мокрые" варианты отделки для ваты имеют такие же ограничения, как и при облицовке: отсутствие вентиляции и контакт с минеральным составом могут приводить к увлажнению. Жесткие плитные изделия удобны для нанесения на них штукатурной смеси.
Смотрите также:
- Как подобрать насос для дачного участка?
- 12 фатальных ошибок при штукатурке стен
- Каким топливом выгоднее топить частный дом и почему это не всегда природный газ?
- Ошибки гидроизоляции "холодной" кровли: мифы и заблуждения
- Есть ли смысл утеплять гараж: польза или вред для автомобиля