Найти в Дзене
Zames Media

Искусство удивлять

12 и 13 июля Пермский театр оперы и балета (Пермь Опера) закроет театральный сезон показами оперы Бенджамина Бриттена «CURLEW RIVER/ Река Керлью». От Пермского тетра привыкли ждать сенсаций в области балета, но режиссёр Фёдор Федотов, который работает над заключительной премьерой 150-го сезона, обещает удивить зрителей.

«Бенджамин Бриттен вошёл в историю как один из самых удивительных новаторов оперного жанра – музыка «Реки Керлью» воспринимается свежей и актуальной по сей день. А вот сценический язык, к которому апеллирует партитура, кажется сегодня очень архаичным. Перед нами стоит задача, оставаясь в рамках оригинального замысла композитора, попытаться подобрать для «Реки Керлью» некий новый эстетический код. Наш спектакль – про порталы в прошлое. Мне хочется, чтобы у зрителя появилось ощущение, что мы все смотрим на небо – и понимаем, что видим не звёзды, а свет, который доходит до нас через тысячу лет», – рассказал режиссёр Федотов о своём восприятии оперы.

Жанр своего дебютного спектакля в Пермь Опера он определил как «опера-ритуал». Сцена и зал в его спектакле поменяются местами: зрители займут места на подмостках, а действие будет разворачиваться в зоне оркестровой ямы, в партере и на ярусах театра.

Необычная премьера

Камерная опера «Река Керлью», одно из ключевых названий музыкального театра ХХ века, будет поставлена в Перми впервые. В 1964 году композитор создаёт партитуру, жанр которой он обозначил как «притча для исполнения в церкви». Бриттен стал первым, кто ввёл это понятие для определения типа оперного спектакля, разыгрываемого не в театре, а под сводами церкви.

Призмой преломления восточной традиции у Бриттена стал европейский средневековый миракль с его библейской тематикой и композиционным каркасом литургических жанров.

Символ Реки амбивалентен, это граница царства живых и мёртвых; река, разъединяющая и объединяющая. Такова символика пути паломников: путь с Запада на Восток, из страны теней, увядания и смерти в страну света, перерождения (и просветления, озарения).

«Сакральное и профанное, западное и восточное, архаично-библейское и современное отражаются друг в друге, взаимно проникают, обретают друг друга и открывают себя в другом, на создание этого сочинения, которое сам Бриттен определил как притчу для исполнения в церкви, композитора вдохновило путешествие по Японии и посещение спектакля традиционного театра Свои впечатления от уведенного он описывал так: «Простая, трогательная, лаконичная история, сильно замедленное действие, изумительное мастерство и самообладание артистов, красивые костюмы, смесь распевов, речи и пения, которые, в сочетании с тремя инструментами, создают странную музыку — всё это даёт абсолютно новое «оперное» переживание», – подчёркивает музыковед Людмила Ковнацкая.

Вместе с Федотовым над «Рекой Керлью» работают музыкальный руководитель и дирижёр, главный хормейстер Пермской оперы Евгений Воробьёв, сценограф Екатерина Барышникова и андеграундный художник- модельер Артём Икона.

В спектакле заняты Сергей Власов и Сергей Кузьмин в партии «Сумасшедшая»; Эдуард Морозов и Евгений Икатов – «Паромщик»; Алексей Герасимов, Максим Бояршинов – «Путник»; Александр Егоров, Тимофей Павленко – в партии «Аббат», Василий Васильев, Марк Заньков, Владимир Лимпинский в партии «Дух».