Найти тему
Доктор рекомендует

"Это была общенародная стройка": Томской ОКБ - 39 лет

Главная больница области появилась на сломе эпох, когда за окнами был еще социализм, а в воздухе уже витало предчувствие грядущих перемен. Официально годом ее открытия считается 1983-й – в этот год заработала поликлиника. Остальные корпуса вводились постепенно. Сегодня Томская областная клиническая больница – это целый больничный городок. Настоящая фабрика здоровья. О том, как все начиналось и развивалось, мы вспоминаем вместе с ветеранами.

Дата фото - 1 июля 1983 года. Зампредседателя облисполкома Николай Герасимович Черкашин и главный врач Виктор Васильевич Пановица перерезают красную ленту в честь открытия поликлиники.
Дата фото - 1 июля 1983 года. Зампредседателя облисполкома Николай Герасимович Черкашин и главный врач Виктор Васильевич Пановица перерезают красную ленту в честь открытия поликлиники.

Работали в едином порыве

Борис Тимофеевич Серых, главный врач ОКБ с 1987 по 2007 годы:

– ОКБ строилась долго. Деньги перебрасывали то на водозабор, то еще на какой-нибудь важный объект. Но в 1987 году решили форсированно завершать больницу. Обком, облисполком, облздрав подключили к строительству многие организации. Можно сказать, что это была общенародная стройка. Все – и наши сотрудники, и коллеги из других учреждений прониклись энтузиазмом. Сейчас с иронией говорят о патриотизме, но тогда это был действительно патриотический порыв: у Томской области тоже будет своя многопрофильная клиническая больница! Мы параллельно решали множество вопросов: строили корпуса, наводили в них порядок, оснащали оборудованием, формировали коллектив.

-3

Мне как главврачу дали право единолично распределять 15% жилья, выделяемого больнице. В результате к нам пришли лучшие специалисты. Постепенно на базе ОКБ появились свои клинические школы – анестезиологов, сосудистых хирургов, проктологов. За год в больнице проходили лечение 25 тысяч больных, более 100 тысяч посещали поликлинику. Мы забрали к себе санитарную авиацию, летали на самые сложные операции по всей области. Сотрудники часто работали ночами, без выходных, бывало, даже погибали при исполнении служебных обязанностей. Так, сосудистый хирург Андрей Мартынов, сделав сложнейшую операцию в районе, по пути домой разбился в потерпевшем катастрофу вертолете.

На фото из архива запечатлен исторический момент – открытие приемного отделения. Символический ключ в руках держит бывший главный врач Борис Тимофеевич Серых.
Если внимательно присмотреться, то на снимке можно увидеть и другие знакомые лица - бывшего главного хирурга Томской области, который заведовал оперблоком больницы, Александра Андреевича Гроо и главную медицинскую сестру больницы Нину Александровну Юдину.
На фото из архива запечатлен исторический момент – открытие приемного отделения. Символический ключ в руках держит бывший главный врач Борис Тимофеевич Серых. Если внимательно присмотреться, то на снимке можно увидеть и другие знакомые лица - бывшего главного хирурга Томской области, который заведовал оперблоком больницы, Александра Андреевича Гроо и главную медицинскую сестру больницы Нину Александровну Юдину.

За последние годы в ОКБ произошли большие изменения. В ремонт, техническое переоснащение вложены колоссальные деньги. Приобретается аппаратура, о которой мы могли только мечтать. Я всегда иду сюда как на праздник, хотя уже много лет не работаю. Приятно, что больница развивается, пополняется молодежью, которая перенимает опыт ветеранов. Коллектив для меня как родная семья. Когда мне в течение нескольких лет пришлось руководить областным управлением здравоохранения, я чувствовал себя там дискомфортно: бюрократическая работа не для меня. Но я не терял связь с больницей и, когда потребовалось, вернулся. Годы работы в ОКБ я считаю самыми лучшими в своей жизни.

Хирурги и анестезиологи ТОКБ на стажировке в Израиле
Хирурги и анестезиологи ТОКБ на стажировке в Израиле

Тонны грузов на себе перетаскали

Нина Александровна Юдина, главная медсестра, Заслуженный работник Минздрава РФ:

– Когда я пришла в ОКБ в декабре 1986 года, здесь была только поликлиника и один корпус. Что поразило: много аппаратуры стояло в ящиках на улице под снегом. Борис Серых фомкой вскрывал ящики, я ему помогала. А в самом корпусе кругом были пыль и грязь. Мы начинали набирать персонал, мыли, убирали строительную грязь. К этому активно привлекались лечебные учреждения города.

Нина Александровна Юдина
Нина Александровна Юдина

У меня перед глазами часто всплывает картинка: еду из «Медтехники» на автомобиле, а за мной целый обоз грузовых машин с медицинским оборудованием. Подъезжаем к больнице, здесь уже ждет кран. Температура минус 30. Я сообщаю, что надо разгружать машины. Кто вы думаете, спускается? Доктора, заведующие отделениями. Лифты тогда еще не работали. С девятого этажа спускаются Сергей Ушаков, Валерий Григорьев, Ольга Булдакова ведет своих врачей. «Вот это ваш ящик, – говорю одним, – а это ваш». Мужчины ставят себе на плечи тяжеленные ящики и несут на седьмой, восьмой этажи. И вот так, как муравьи, перетаскали тонны грузов. А потом в присутствии представителя «Медтехники» сами все монтировали и устанавливали.

В феврале 1987-го мы открыли кардиоотделение. И в тот же день пришлось открывать реанимацию, хотя это планировалось сделать позже. В поликлинике к кардиологу обратилась женщина, ей стало на приеме плохо, положили в отделение кардиологии, а ей все хуже и хуже. Я помню, как врачи-реаниматологи бежали по этажам на помощь пациентке. Бывали сложные ситуации с кадрами. Когда разразилась эпидемия гриппа, нам надо было срочно перепрофилировать 500 коек – целую девятиэтажку. Мы строили всякие комбинации, чтобы заполнить медсестринские вакансии. За ночь освободили и вымыли все девять этажей.

ОКБ для меня – второй родной дом. Живу я рядом, получила от больницы квартиру. С раннего утра и до позднего вечера нахожусь на работе, не замечаю, как время летит. Я, как и мои коллеги, горжусь тем, что работаю в ОКБ.

Автор: Татьяна Винарская, "Томские новости" 2013 г.