Найти в Дзене
NK

2 фильма Константина Худякова о природе творчества

Оглавление

В этой статье мне очень захотелось поговорить про два замечательных фильмах Константина Худякова "Успех" и "На Верхней Масловке". Режиссер в своих картинах исследует природу творческого начала в человеке, природу театрального и изобразительного искусства. Герои его произведений страстные и пылкие натуры, стремящиеся дать волю своему таланту.

Вообще сам Константин Павлович крайне увлечен театральным искусством. Вот, какую роль ему в своем творчестве отводит режиссер:

"Я не знаю хороших артистов, которые бы не работали в театре, не прошли театральную школу. Театральная эстетика мне очень близка. Один из моих любимых режиссеров, который мне очень много дал в образовании, в моем становлении режиссерском, - это Анатолий Васильевич Эфрос". - К. Худяков ("Острова", т/к Культура)

Константин Худяков на съемках фильма "На Верхней Масловке"
Константин Худяков на съемках фильма "На Верхней Масловке"

Что же касается кино, то здесь Константин Павлович не далеко уходит от принципов театра:

"Художественное кино - это попытка передать содержание через людей. Я не видел ни одной карины, где артисты играли бы плохо, а картина была хорошая". - К. Худяков ("Острова", т/к Культура)

Как можно заметить хотя бы из двух этих цитат, режиссер уделяет большое значение актерам и их дарованию. И судя по тем работам, которые он представляет зрителям, в природе исполнительского искусства Константин Павлович понимает очень многое.

"Успех" (1984)

Главный герой этого фильма - Геннадий Фетисов (Леонид Филатов) - молодой режиссер, который приехал в провинциальный театр, чтобы поставить там спектакль. Труппа во главе с Зинаидой Николаевной Арсеньевой (Алиса Фрейндлих), примой театра, довольно сдержанно встречают нового режиссера.

Свежий новаторский подход молодого режиссера встречает сопротивление у консервативных, и скорее, застоявшихся артистов. На этой почве возникает один из самых важных и интересных конфликтов в фильме - между ведущей актрисой Арсеньевой и, собственно, режиссером Фетисовым. Разрешение этих противоречий, как решение самой важной задачи рассказываемой истории, становится выходом на новый уровень театрального творчества.

Геннадий Максимович Фетисов - молодой режиссер (Леонид Филатов в фильме "Успех")
Геннадий Максимович Фетисов - молодой режиссер (Леонид Филатов в фильме "Успех")

Вместе с артистами Геннадий Максимович работает над "Чайкой". Среди актеров труппы он подбирает себе команду, которой пытается объяснить свое видение пьесы Чехова. Режиссер вынужден разными способами донести до артистов свои идеи и восприятие образов, не редко он прибегает к открытым провокациям. Так молодую актрису Аллу Романовну (Лариса Удовиченко) Фетисов вынужден очаровать, чтобы пробудить в ней необходимые эмоции для образа Нины Заречной. Развивающийся конфликт с исполнителем роли Треплева Олегом Зуевым (Александр Збруев) провоцирует артиста найти нужные краски для своего образа. Снятие же с роли артиста Платонова (Лев Дуров) вовсе заканчивается трагедией.

В этом фильме режиссер во многом признается в любви театру. И даже, как сам Констанстин Павлович рассказывает, демонстрирует на экране театральные приемы Эфроса в работе с артистами через образ, воплощенный Филатовым. Вместе с этим, концептуально ассоциируя себя самого с Геннадием Максимовичем (образ режиссера).

Фетисов отдает всего себя во имя будущего спектакля. Он живет этим произведением, не обращая внимания на реальность вокруг, и втягивает в свою игру всех окружающих, что в конце концов и приводит их к успеху - к воплощению "Чайки" на сцене.

Кадр из фильма "Успех"
Кадр из фильма "Успех"

На протяжении этого пути режиссер признает равной и важной, похоже, только одну величину в театре - его ведущую актрису Зинаиду Николаевну. Сцена в гримерке Арсеньевой мне и вовсе кажется гениальной, когда Геннадий Максимович приходит дабы убедить приму играть в его спектакле Аркадину после их конфликта на репетиции и отказа актрисы работать с режиссером.

- ... Зинаида Николаевна, я Вас умоляю. Я столько слышал этих разговоров: это Чехов, это не Чехов. А что Вы знает про Чехова? Вы что, разговаривали с ним лично? Он сказал Вам, как ставить эту пьесу? Вы почитайте его письма... Я, например, уверен, что Чехов нас одобрил бы. Что? Есть ещё вопросы?
- Спасибо, всё ясно.
- Зинаида Николаевна, сядьте, я Вас не отпускал с репетиции.
- Что?
- Я не знаю, как у Вас в театре, но там, где я работал до сих пор, артисты прежде, чем уйти с репетиции, спрашивали разрешение у режиссера.
- Я не вижу здесь режиссера.

Надо сказать, что образ Арсеньевой безупречно создан Алисой Фрейндлих, которая прекрасно чувствует природу большой Актрисы. Её героиня, действительно, имеет вес в своем театре, ею восхищаются и на нее равняются. Собственно, в таком же положении находится и исполнительца роли. При этом Алиса Бруновна позднее в интервью рассказывала:

"Ну я, вряд ли, позволила бы себе такую реплику и такой выход с репетиции до тех пор, пока меня бы не оскорбили, разумеется. Так бы я. пожалуй, даже защищалась как-то. Но я чувствую режиссера, в общем-то, с первых репетиций. Если он апеллирует к душе человеческой, я буду говорить очень старомодно, потому что я очень старомодный человек, и исповедую вот это направление в театре, этот путь через человеческую душу самого актера, персонажа, и зрителя, чтобы вот эти пути нащупать, наладить, нарисовать. Вот это для меня очень важно". - Алиса Фрейндлих ("Дифирамб" - Эхо Москвы, 20.09.2009)

Зинаида Николаевна Арсеньева - прима провинциального театра (Алиса Фрейндлих в фильме "Успех")
Зинаида Николаевна Арсеньева - прима провинциального театра (Алиса Фрейндлих в фильме "Успех")

Константин Павлович признавался, что любит работать с проверенными и дорогими сердцу артистами по многу раз: "Я очень привыкаю к людям, мне трудно сходиться с новыми". Режиссер, например, не раз приглашал в свои картины Леонида Филатова и Льва Дурова, которых очень высоко ценил. Алиса Бруновна оказалась одной из "команды" Худякова. Позднее они создали совместно не только фильм "На Верхней Масловке", речь о котором пойдет далее, но и мини-сериал "Марево".

Алиса Фрейндлих своими словами. Искусство и творчество
Настя ПРО культуру3 июня 2022

"На Верхней Масловке" (2005)

87-летняя скульптор Анна Борисовна (Алиса Фрейндлих) и юный режиссер Петя (Евгений Миронов) выступают в этой истории главными действующими лицами. Две яркие творческие единицы пытаются ужиться в едином пространстве не только физическом, но и духовном. Один из них только начинает свой путь и хочет отстоять свою самостоятельность и зрелость, а другой, напротив, находится на "финишной прямой" и спешит поделиться накопленой мудростью.

Кадр из фильма "На Верхней Масловке"
Кадр из фильма "На Верхней Масловке"
– Это ощущение, знаешь, ощущение единственности во мне так могуче, что мне кажется, что не я, не я ухожу, а весь мир уплывает от меня навсегда.
– Ну, всё, сейчас будет полегче.
– Эти руки, смотри-ка, они перемяли столько глины, скоро сами станут глиной. О, Боже мой, это не я, это – Шекспир.
– Всё, хватит, сто раз слышали ваши надгробные речи. Хватит репетировать, а то дай вам волю, вы будете дирижировать собственными похоронами. Нет? Вы рассчитаны на 200 лет.
– О, да, как библейские праотцы. Только святости во мне не больше, чем в старом козле. Я подозреваю, что у творца в отношении меня были наполеоновские планы. Жаль, что они не осуществились. Да, да, да.
– Что? Что? Что?
– Видно, у него бывают творческие неудачи.

Между Анна Борисовной и Петей очень нежные и близкие отношения, почти романтические. Они, возможно, и стали бы таковыми, если бы не эта непреодолимая пропасть лет, разделяющая их.

Любовь — понятие более емкое, чем какая-то эротическая притягательность. Хотя она может проявляться в другом аспекте: герои фильма очень синхронны по духу, но при этом их разделяют сорок лет. Целая пропасть. Это вызывает и тягу друг к другу, и отторжение, постоянные ссоры — от неудовлетворенности тем, что они "неправильно" родились. - Алиса Фрейндлих (Автор Марина Макунина "Караван -Рос", 11 мая 2004)

-6

Рядом с ними, конечно, существуют другие персонажи, и Матвей (Евгений Князев), и Нина (Алена Бабенко), и Роза (Инга Оболдина)... Все эти люди - лишь герои второго плана в той пьесе, которую разыгрывают большие художники.

И снова огромную, может быть даже решающую, роль в этой картине Мастера играет точный подбор актеров. Блестящий дуэт Алисы Фрейндлих и Евгения Миронова трогательно и точно передают на экране образы страстных творцов. А от Алисы Бруновны в этом фильме потребовалось в целом большое мужество, чтобы превратиться в кадре в старуху, будучи при этом очаровательной женщиной.

"Мы с ней сидели друг напротив друга. А я смотрел в зеркало [за тем], что делала она. За этот час, что её гримировали, она вдруг на глазах входила в эту роль, и дальше я видел, что она начинает бубнить, начинает влезать в эту кожу. Мне было интересно, я подсматривал всё это" – Евгений Миронов (д/ф "Алиса Фрейндлих. Нет объяснения у чуда").

В конце я хотела выразить благодарность создателям этих картин за то, что позволили нам притронуться и разглядеть поближе душу талантливых деятелей искусства.

Спасибо за внимание 😉