Значит, детское Архстояние. Рассказываю про наш опыт. Со всеми плюсами и минусами. Читать долго, возьмите попкорн.
Я подписана в соцсетях на несколько мам, чьи усилия по развитию наследников уже не вызывают дикую зависть (я приняла тот факт, что я так никогда не смогу), но зато служат источником для моих собственных идей. Год назад я насмотрелась в ныне запрещённой сети, как круто им было на детском Архстоянии, какие там нереальные активности и атмосфера. И поняла - хочу. Подписалась на организаторов, чтобы не пропустить старта продаж, и как паук в паутине села караулить билеты и жилье.
Пока я караулю, расскажу, что, собственно, это за фестиваль такой. Тем, кто хоть раз в жизни слышал про burning man, арт-фестиваль, который проводят в штате Невада, могу сказать, что наше Архстояние - это реплика, нечто похожее, но с национальным колоритом. Кто не знает про burning man, советую посмотреть фильм Птушкина на YouTube. В США это грандиозное ежегодное событие собирает тысячи людей и длится 8 дней. У нас - 3 выходных. Есть детский вариант, на который мы и попали. А есть взрослый, на который мне шлют приглашение, но фиг я поеду)). Но о причинах «нет» позже.
Итак, Архстояние имеет свое место прописки. Это арт-парк Никола-Ленивец. И своего идеолога - художника Николая Полисского. В 1989 году товарищ Полисский приехал в Калужскую область на этюды и так вдохновился местными просторами на реке Угре, что остался там жить и работать. Именно ему пришла идея расставлять в полях огромные арт- объекты и инсталляции, он считается основателем русского ленд-арта. В 2006 году о решил пригласить других художников и архитекторов сотворить что-то на земле арт-парка. Так Никола-Ленивец стал местом притяжения культурной креативной тусовки и родиной арт-фестиваля.
Детское Архстояние моложе. В этом году проводится в восьмой раз. Основная мысль - создать творческое пространство, где каждый ребёнок сможет проявить себя. У каждого фестиваля есть тема. В этом году предлагали "закачать природу", что бы это ни значило)). Фестиваль проводится с пятницы по воскресенье. Всё это время работают павильоны - арт-площадки. Не шухры-мухры павильоны, а Новая Третьяковка, Музей Архитектуры, Музей Москвы, Арка Марка из сада Эрмитаж. То есть список приглашенных более чем статусный. Понятно, что в обычной жизни все музеи имеют детские программы, но, увы, большинство из них проводятся в будни, а по выходным очередь как за дефицитом в СССР. Поэтому для таких шизанутых матерей, как я, фестиваль - отличная возможность окунуть детёныша в культурный бэкграунд столицы нашей.
И скажу честно: все, что касалось атмосферы, идей, вовлеченности в процесс, познания и творчества - это на пять баллов. Девочка Агата моя в восторге неофита. Но, увы, все, что касалось бытовой стороны вопроса, оставляет желать лучшего. И об этом я ещё расскажу.
А сейчас ещё несколько слов о программе. Крафты, крафты, крафты: витражи, картины, скульптуры, инсталляции, брошки из фетра, одежда из бумаги, театральные костюмы из картона, панно из природного материала, фенечки из бисера, открытки из сухоцветов, дом из травы. Мы лепили из глины, играли в спектакле дель-арте, прыгали в сено, катались на тарзанке и на аттракционах. Агате нарисовали аквагрим, вечером все смотрели мультики на большом экране. Помимо активностей, которые можно было попробовать в детских центрах известных музеев, свою программу предлагали кэмпы. В понятиях фестиваля, кэмпы - это такие самоорганизованные площадки, объединенные одной темой. А на деле поляна, вокруг которой стоят палатки, и на самой поляне организуют культурный досуг для детей и их родителей. Например, кэмп «Ярко» устраивал шествия, ночью они ходили с гигантскими светящимися шарами, а утром в белых одеяниях с белыми флагами. Это смотрелось очень эффектно. Был кэмп с гнездом читальней. Был кэмп под вывеской "Логово Дракона", правда, я так и не поняла, что они делали. Кэмпы - дело абсолютно добровольное, и все творческие активности они придумывают и проводят сами.
Что ещё. Маршруты. С Министром глупых идей. Дальние и короткие. По территории арт-парка специально положены дорожки, по ним и ходить. Дорожка-батут, на которой с удовольствием скакали не только дети, но и взрослые. Огромные шары-планеты, которые можно катать по лесам и полям. Сенсорная стена. Музыкальный павильон, где можно было поиграть на разных музыкальных инструментах, а потом принять участие в концерте. Павильон с настольным играми. Ярмарка, на которой дети продавали свои работы (картины, поделки). И, конечно, всевозможные арт-объекты, которые остались в наследство от прежних фестивалей. Короче, ходить - не переходить.
Но вершиной айсберга, имхо, служит шествие в костюмах на второй день фестиваля. И вот здесь людская фантазия неисчерпаема. Все, от мала до велика, напяливают на себя нечто, сотворенное в местном доме моды, а потом с криками, дудками, свистами и улюлюканьем идут по полю, демонстрируя остальным весь этот карнавал. В этом году помимо костюмов ещё придумали насос радостей из картона и несли его в авангарде. Тут же топал Министр глупых идей, крутил шарманку и подначивал всех.
Шествие остановилось у сцены, где вечером был концерт, а потом большой костёр, на котором сжигали разных картонных злодеев, пели песни и все такое. Наутро видела довольно много бухих товарищей обоего полу, но нажравшихся в хлам не встречала.
И еще в этом году для особо безбашенных детей и их родителей устроили лужу грязи. Вот прям без шуток сейчас: это была самая настоящая огромная лужа грязи, в которой могли покупаться все желающие. У меня, понятно, желания не было, хотя бы даже потому, что в мск пришлось бы возвращаться болотным чудовищем, ибо…и вот сейчас я расскажу про оборотную сторону медали.
Первое испытание – это дорога. В принципе, от мск не так чтобы далеко, и если по Минке через Верею и Медынь, то даже приятно, но от поворота на Никола-Ленивец дорогу ремонтируют. И довольно приличное расстояние ты трясешься по огромным камням в пыльном тумане, который тянется за машиной впереди. До машины после дороги туда и обратно было противно дотрагиваться.
Когда мы наконец-то приехали и открыли окна, то в них сразу залетели осы и слепни ВОТ таких размеров. Агата от страха орала как подорванная. Насекомые на вольных калужских медах разрастаются до монструозных объемов. На солнце вас едят слепни и мошки, в лесу- комары и муравьи. И если взрослым более-менее терпимо, то у меня Агата вся чесалась, поскольку у нее укусы распухают.
Я хочу предупредить всех желающих прикоснуться: Архстояние - это не про лакшери стайл отдых от слова совсем. Это тусовка для любителей и знатоков палаточного отпуска. Палатки стояли везде, большие и маленькие. 2000 рублей за место. При этом самые продвинутые натягивали дополнительные тенты, привозили свои мангалы, столы и стулья. У меня нет палатки и вряд ли предвидится, поэтому я, как крутая богатая пися одной из первых заказала шатер на подиуме за 12000 рублей за две ночи. Каково же было мое удивление, что шатром оказалась…палатка. Да, она была натянута на деревянном подиуме, под кустом, к ней вела дорожка. Но это была палатка. Которая даже не застегивалась, а зашнуровывалась. В палатке стояли две низкие раскладушки с матрасами, подушками спальниками. Все! Даже розетки не было или там лампочки. Я, конечно, после ночевки в киргизской юрте была закаленная, но юрта стоила в 5 раз дешевле, на минуточку. И в юрткэмпе был горячий душ.
А в Никола-Ленивце его не было. Точнее он был. В 6 утра, когда за ночь вода успевала прогреться в накопителях. В остальное время с 8 утра до 12 ночи вода была исключительно холодная, и для умывания, и для подмывания. Это ледяной водой мы умывались, я, зажав в зубах матерные слова, поливала себя из душа, народ приходил мыть посуду. Для городского жителя, избалованного горячим водоснабжением, испытание еще то. И если вечером к раковинам, душам и унитазам можно было подойти относительно свободно, то утром, когда просыпался весь бомонд, очереди были те еще. Ладно взрослые – потерпят, а дети? Хорошо, что в последнюю минуту я подумала взять Гапин горшок.
Соответственно, очереди были не только в туалет, но и за едой. Бывалые палаточники привезли все с собой, и вечером окрест разносился запах гречки и шашлыка. Я взяла перекус в дорогу и пластиковую карточку. Поэтому мы питались в Гапой, как графья. В единственном ресторане «Угра». Два сухих сырника на завтрак за 400 рублей. Я их ела вместе с жабой, которая душила. Но хотя бы ждать еды было недолго. Как-то хотели заказать пиццу, нам сказали, приходите за ней через час. В открытом доступе было мороженое, соленая кукуруза, жареная на вертеле картошка и какие-то пончики. Опять же взрослые потерпят, а дети? И еще еду привозило кафе «Кормильцы», но там совершенно неадекватная цена за средние порции в пластиковых одноразовых тарелках. На фестивальных туристах очень удобно наживаться.
Вот потому-то что в день приезда, что в день отъезда от парковки до стойбища тянулись груженые сверху донизу дети и родители, явные старожилы фестиваля привозили свои тележки. Потому что это вот не так: приехал на красивый берег, остановил машину и возле нее весь палаточный быт. Нет, это фестивальная тема: парковка отдельно, палатки отдельно, и весь привозной скарб несешь на себе от 300 до 500 метров. Мне пришлось сдать Агату на мастер-класс и в три (!) ходки перенести все сумки и чемоданы (да, я взяла чемоданы, я же думала, мы в глэмпинге будем жить))). А запарковались мы неблизко (лучше приезжать на фестиваль пораньше), поэтому и пришлось поработать потной, пыльной, покусанной оводами тягловой лошадью. И никакой специальной лужи с грязью не надо, даже если она арт-объект.
В прошлом году, по слухам, была очень плохая связь. Даже так- связи не было. В этом году лучше. Но в круговерти детских развивашек и активностей было довольно сложно с подзарядкой телефона. Я искала розетку, где только можно: в ресторане, в павильонах музеев, в Ротонде, где мы репетировали и играли спектакль. Постоянно надо было думать, где зарядить телефон. Издержки зависимости 21 века)).
И что в итоге. В итоге мой детеныш напитался природой по самые помидоры. Гапе все было в кайф, первую ночь в палатке она спала беспокойно (что значит, что мама не спала вообще), а вторую ночь попривыкла и спала намного лучше. На второй вечер я разрешила ей самой дойти от палатки до уличного кинотеатра (С-сепарация). И ведь дошла, и места хорошие заняла))). И не только природой напиталась, но и этой атмосферой возведенной в абсолют свободы. Фестивальные дети ходили куда хотели: чумазые, босоногие, счастливые, вольные дети. И это, конечно, бесценно.
Стоило это тех бытовых неурядиц, о которых я написала? Честно? Нет! Я заплатила за три дня фестивальной жизни дороже чем за неделю Гапиного англолагеря. Результат англолагеря мне понравился больше, не говоря уже о том, что вечером я могла нормально помыться, недорого и вкусно поесть. Стоит ли поехать на фестиваль хотя бы один раз? Однозначно стоит. Этот опыт, который полезно пройти и взрослым, и детям. Но только один раз. Если вы, конечно, не бывалый, опытный кэмпер)).Ну, а если вы любитель подобного досуга и атмосферы, то всегда можно просто приехать волонтером, работа найдется.
Вопросики?