Найти тему

От Бикбарды до Парижа и Венеции

"Нигде так хорошо я себя не чувствовал, как в Венеции, Париже и Бикбарде", - так говорил наш знаменитый импрессарио Сергей Дягилев.

С Венецией и Парижем понятно, а вот что за место такое - Бикбарда?

В географическом смысле это село в Куединском районе Пермского края. Но село непростое, историческое. Здесь находилась усадьба Дягилевых, в которой семейство проводило каждое лето. В том числе и маленький Сережа.

Дед Сергея - Дмитрий Васильевич в 1811 году построил здесь винокуренный завод, который в дальнейшем стал известен далеко за пределами России. Прошло более 200 лет, а об этом заводе до сих пор ходят легенды. В хорошем смысле слова. Ведь на заводе выпускали исключительно натуральные напитки, на местных ягодах и травах.

Например, ерофеич - травяная настойка русского дворянства. Она готовилась на основе зернового самогона крепостью до 80 градусов. И пили ее не больше рюмки перед едой для повышения аппетита. За такую домашнюю настойку на корне дягеля предок Сергея Дягилева получил титул дворянства.

На заводе выпускали более двух десятков различных бальзамов, наливок из малины, смородины, рябины...Ягоды собирали в собственном саду. Этот сад существовал и в советское время. Можно было заплатить какие-то копеечки и собирать ягоды, сколько тебе надо.

В Бикбарде было три склада и 80(!) кабаков. Честно, я не представляю, как они могли разместиться в сравнительно небольшом селе, но так написано в документах.

Тут надо признаться, что село Бикбарда и для меня имеет особое значение. Каждое лето я проводила здесь у бабушки. А моя мама училась в школе, в здании которой когда-то находился дом управляющего имением Дягилевых. Это был двухэтажный особняк с множеством комнат, залами, огромным винным подвалом и подземным ходом в родовую церковь Рождества Богородицы. Эту церковь расписывал великий русский художник В.П.Верещагин. В советское время в церкви находился кинотеатр, и я бегала туда смотреть фильмы за 5 копеек.

Вот так выглядел дом управляющего имением Дягилевых еще недавно.
Вот так выглядел дом управляющего имением Дягилевых еще недавно.

Рядом с церковью был разбит прекрасный сад: зеленые аллеи, скамейки, белая каменная беседка...В детстве я каталась по дорожкам этого сада на своем первом трехколесном велосипеде. Рассказываю об этом потому, что все эти годы, практически всю свою жизнь, чувствую необъяснимую и очень сильную связь и с Бикбардой, и с самим Сергеем Дягилевым.

Это странно звучит, я понимаю. Но когда я приезжаю в Бикбарду, я словно на машине времени переношусь в прошлое и представляю совсем другое село, с его театральными постановками в доме Дягилевых, слышу звуки рояля в их гостиной, вижу, как на балкон выбегает маленький Сережа и любуется прекрасным закатом над красивым бикбардинским прудом...

Закат над Бикбардинским прудом.
Закат над Бикбардинским прудом.
Бикбарда- одно из красивейших мест в Пермском крае
Бикбарда- одно из красивейших мест в Пермском крае
Утро на пруду
Утро на пруду

Вспоминаю, как в один из очень жарких летних дней, когда я гостила у бабушки, в Бикбарде начался страшный пожар. Горящие головёшки летели по всему селу. Дотла сгорел бывший винокуренный завод Дягилевых. Огонь перекинулся на школу - бывший дом управляющего. В подвалах школы хранилось много документов из архива Дягилевых, там же были старинные книги, письма, вещи...Местные краеведы уже тогда думали создать музей. Учителя чуть не плакали: сгорит же все... И тут кто-то отчаянный бросился чуть ли не в огонь и стал выбрасывать из окна все, что попадало под руку. А мы, дети, с энтузиазмом стали подбирать красивые старинные открытки, плакаты, винные этикетки... Я помню насобирала целую гору этого добра. Потом мы с бабушкой отнесли все это в школу для будущего музея.

Все в селе было так или иначе связано с фамилией Дягилевых. За весь 20 век здесь не построили ничего нового. Все казенные учреждения размещались и сейчас размещаются в зданиях, построенных Дягилевыми. Увы, но факт.

Все, что осталось от церкви Рождества Богородицы, построенной дедом Сергея Дягилева.
Все, что осталось от церкви Рождества Богородицы, построенной дедом Сергея Дягилева.

Ими же, Дягилевыми, определялась и творческая атмосфера в селе. Сюда приезжало много интереснейших личностей, как российских, так и зарубежных.

Дом посещали: известная оперная певица Александра Валерьевна Панаева- Карцева, немецкий пианист Альфред Рейзенауэр, русский живописец Лев Бакст и многие другие.

"Несравненная Бикбарда" - так называл село Сергей Дягилев.

Я не буду пересказывать биографию Сергея Павловича. Об этом много написано. Просто хотела поделиться с вами удивительной связью, которая возникла у меня с этим человеком. Да, мы росли в одном месте, любовались одной природой, одними закатами, ходили по одним и тем же тропинкам сада, просто в разное время. Но как получилось, что этот человек вроде бы вёл меня, показывая места, которые он так любил? Да, я про Париж и про Венецию...Звучит как фантастика, но это правда.

В Париж я не собиралась. Но так получилось, что знакомый, у которого я гостила в Германии, предложил сгонять на день в Париж. Ну кто бы не согласился?!

Довольно уставшие после переезда, мы вышли из автобуса где-то в районе Парижской Оперы. Я подняла глаза и первое, что увидела -табличку с надписью "Площадь Сергея Дягилева". Сказать, что я была в шоке, ничего не сказать.

В Париже до сих пор помнят Сергея Дягилева.
В Париже до сих пор помнят Сергея Дягилева.

Французы чтят память о великом импрессарио. Помнят его неподражаемые русские балеты, неординарный подход к постановкам. (Представьте, в 1910 году во время балета "Жар- Птица" на сцену выпускали живых лошадей!). Для создания декораций Сергей приглашал ярких и неоднозначных художников. Например, Пабло Пикассо. Он растоптал эскизы Пикассо к "Параду". Пабло поклялся, что ноги его не будет у Дягилева. А утром принес новые гениальные эскизы.

Сергей Дягилев всегда  выглядел как настоящий денди.
Сергей Дягилев всегда выглядел как настоящий денди.

Конечно же, Дягилева помнят и в Венеции. Там на острове Сан-Микель находится его могила.

Также совершенно случайно, я оказалась и в Венеции. Даже сама не знаю, как это произошло. Вот такое неожиданное приглашение скататься на один день в Венецию. И о Дягилеве я тогда думать не думала. Мы стояли со знакомым на берегу Гранд-канала.. На воде плавно покачивались очень красивые гондолы, почему-то все черного цвета.

Мой попутчик спросил: хочешь прокатиться на гондоле? "Нет! - резко ответила я.- Они похожи на гробы".

- Да, - сказал он.- Дягилева везли хоронить на Сан-Микель в такой гондоле.

В такой гондоле везли хоронить Сергея Дягилева.
В такой гондоле везли хоронить Сергея Дягилева.
Венеция прекрасна, тут трудно спорить с Дягилевым.
Венеция прекрасна, тут трудно спорить с Дягилевым.
Это тоже его любимая Венеция.
Это тоже его любимая Венеция.

Дягилеву не было и 50 лет, когда врачи поставили диагноз - сахарный диабет. Он не обращал на это внимания. А потом развился фурукулез - смертельно опасное состояние. Но он и в этот раз проигнорировал предписание доктора и отправился в путешествие по Европе. Когда Сергей Павлович вернулся в Венецию, у него началось заражение крови.

Я не знаю, что за знаки посылает мне этот удивительный человек. А может, это вовсе не знаки, а просто совпадения. Одно я знаю точно: надо восстановить родовое имение Дягилевых и храм в Бикбарде.

Сейчас в селе страшное запустение и разруха. Похоже, Сергею Павловичу очень не нравится, что место, в которое было вложено столько души, и такое любимое им, находится в плачевном состоянии. Раз уж мы наследники этого села, значит, за нами и ответственность. Как его возродить, надо обсуждать. Вместе с администрацией и всеми заинтересованными лицами. Если у вас есть конструктивные идеи, с чего начать, пишите мне. А вдруг что-нибудь получится...