Возьмем в качестве примера хроническое запрещение. Предположим, что в каких-то случаях вам хотелось плакать, но вы не разрешали себе этого, произвольно сокращая мышцы диафрагмы. Предположим также, что этот паттерн поведения, первоначально возникший как сознательное усилие предотвратить плач, становится привычным и несознаваемым. Дыхание и желание плакать каким-то образом смешиваются, сливаются друг с другом. Тогда вы затрудняете себе обе деятельности – способность свободно дышать и способность плакать. Неспособные к рыданию, вы никогда не выразите свое горе и не проработаете его. Возможно, через некоторое время вы даже забудете о том, что вас огорчило. Потребность в рыдании и служащее защитой от ее выражения сокращение диафрагмы образуют устойчивую линию действия и противодействия; это состояние длится постоянно и изолируется от остальной личности.
"Смешение плача и дыхания, которое мы упоминали, может вести к астме, если продолжается достаточно долго". Ф. Перлз
Проверьте, не сделали ли вы такой выбор в свое время? Не приняли ли такое решение?
Напротив меня сидит девушка. Вижу, что напряженная. Спина как струна. На коленях сумка. Держится за нее и прижимает к себе.
- Вы можете поставить сумку рядом с собой.
- Нет. Спасибо. Оставлю так.
Перед тем как вытащить карточку, проясняем запрос. Беспокоит напряжение.
Объясняю, что вопрос к карточкам должен быть таким, что бы ответ был не "да" и "нет", а развернутым.
Метафорические ассоциативные карты, коротко МАК, это психологический инструмент, не гадание, основанный на проекциях нашего бессознательного на картинку. То, что мы видим на картинке здесь и сейчас зависит от нашего опыта, состояния, убеждений, ассоциаций...
Выбирает колоду "Эмоции судьбы".
Достаёт карточку с изображением лица и светящейся лампочкой над ним. Эта картинка обычно трактуется как позитивная, в смысле вызывает приятные эмоции. Но в данной ситуации девушка считывает ее как "Стресс!!! Это стресс!!!"
Проясняем. Плачет. Предлагаю платок и задаю вопросы. Уже плачу я от сострадания.
Много лет назад в определенной ситуации девушка приняла решение быть сильной и никогда не плакать. Вот прям "Никогда! Надо быть сильной!" И сдерживала до последнего времени свое слово, благодаря чему накопила в теле напряжение.
Вывод: чтобы снять напряжение и расслабиться, нужно разрешить себе плакать.
Но, поплакав, ее накрыл стыд и осуждение себя! "Я не сдержала своего слова! Какая я слабая! Стыдно быть такой!"
Вспомнила, как в начале обучения на первом самом гештальт- интенсиве тренер мне сказал, когда я заплакала: "Со слезами выходит яд".
Да, слезы могут быть ядовитыми. Они могут отравлять организм. Душить. Очищать. Могут быть слезы злости, грусти, слезы радости и счастья. Разные слезы-то...
Это совершенно естественное состояние организма поплакать, когда есть в этом потребность. Решение "Я никогда не буду плакать" - это хроническое запрещение по Перлзу.
Ещё слезы это про уязвимость. Про то, что сейчас я переживаю и проживаю. На нашу уязвимость кто-то может отреагировать негативно. Ну и пусть!
Плачем и дышим. Глубокий вдох и выдох. Можно замереть, приложив усилия, сдержать дыхание, чтобы тем самым остановить прорывающийся наружу поток слёз. Дышать по чуть-чуть. Помаленьку... Полудышать. Полужить...
Если у вас что-то произошло, какая-то травмирующая ситуация, может, тяжелое протекание климакса, и вы часто и много плачете, особенно в одиночестве на протяжении длительного периода времени это повод обратиться к психологу, психотерапевту и даже психиатру за медикаментозной поддержкой. Это ни плохо и не хорошо. А похоже на другую крайность. То я совсем не плачу, то плачу постоянно...
Необходимо разумное отношение к своему здоровью.
Инна Юлусова
Читайте: