На улице Куйбышева, 48 стоит прекрасное историческое здание в редком для Самары стиле «необарокко». Каждый из трех этажей имеет свой неповторимый декор – с лепными цветами, гирляндами и морскими раковинами, а четырехскатная мансардная крыша возвышается над всей улицей
Называется по имени прежнего владельца усадебного места «Дом Тареева». При этом Петр Васильевич Тареев к данному шедевру отношения не имеет и вообще его никогда не видел. Петр Тареев в середине 19-го века занимался чугунолитейным производством, владея заводами, работавшими на берегу реки Самары и у Колесникова Оврага.
У Петра Васильевича в собственности находилось несколько дворовых мест и домов. После пожара 1856-го года интересующее нас здание было отстроено заново по непримечательному типовому проекту и запомнилось тем, что в нем с 1859-го по 1882-й год размещалась первая в городе публичная библиотека
В 1883-м году уже наследники Петра Тареева продали здание городу, и в нем заработала самарская Городская Управа. Деятельность ее была бурной и многосторонней –Дума решала вопросы благоустройства, соблюдения сословных прав горожан, организации торговли, мер по борьбе с пожарами, правила и режим работы питейных заведений и так далее .
Что касается состава - в Самаре Дума, как можно догадаться, была на 70% «купеческой» . Кроме некоторого количества дворян, чиновников и мещан интересы горожан представляли один казак, один священник, один крестьянин и один студент. Право на участие в выборах имели жители, владевшие недвижимостью стоимостью от трехсот рублей.
Важнейшей частью работы думы было формирование городского бюджета и изыскание все новых статей дохода. Основные поступления в городскую казну шли с так называемых «оброчных статей» - годовой налог с дохода от коммерческой деятельности . «Облагались» заводы, кузницы, магазины и лавки, гостиницы и постоялые дворы, бани, балаганы, охота и рыбная ловля. Причем список оброчных статей год от года увеличивался. Банки платили процент с капиталов, принадлежавших городу, заводчики – промышленный сбор, домовладельцы – сбор с недвижимого имущества.
Расходов тоже хватало – содержание , ремонт, отопление и освещение городских учреждений, благоустройство улиц, выплата пособий нуждающимся, а также выкуп территорий и зданий для городских надобностей. Значительной статьей расходов было содержание постоянной службы «пожарного обоза»
Конечно, облик купленного у потомков Тареева здания был довольно простым и его теперешнему назначению не соответствовал. При Петре Алабине по проекту его зятя архитектора Александра Щербачева в 1890-м году была проведена первая реконструкция бывшего дома Тареева. Появился двухэтажный пристрой во дворе, а фасад приобрел модный неоренессансный вид.
Вообще в самарской Думе служило много ярких личностей. Помимо Петра Алабина – ученого, писателя и археолога - уже в начале 20-го века в самарских градоначальниках побывал Михаил Челышев , посвятивший свою жизнь борьбе с пьянством и таки добившийся отмены традиционной воскресной «чарки» в русских войсках. Еще призывал Льва Толстого возглавить движение против пьянства. Человек, бесспорно выдающийся и заслуживающий отдельного рассказа.
Здание самарской Думы во время этих событий тоже изменялось в еще более лучшую сторону. В 1908-м году теперь уже другой архитектор - Федор Черноморченко провел очередную реконструкция, и дом приобрел свой теперешний торжественный облик.
Вырос третий этаж, стилистика архитектурного решения фасада изменилась. Именно тогда в оформлении появились элементы нарядного и олицетворяющего сильную централизованную власть необарокко.
А вот назначение со временем особо не изменилось. В настоящее время здесь размещены несколько учреждений администрации Самары. Часть офисов сдается для предпринимательской деятельности всем желающим
использованные в статье фото взяты из открытых источников винтернете