Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
И вот в один знаменательный для истории момент, чуть ли не на приеме у самого Леонида Ильича Брежнева, начальник автотранспорта всея Москвы задал вопрос: почему на государственном уровне празднуют дни шахтера, авиатора, моряка, людей прочих почитаемых профессий, а многомиллионная армия водителей смотрит на это со стороны? Идею поддержали, и 9 октября 1966 года центральные улицы столицы на несколько часов превратились в грандиозный передвижной смотр автомобильной техники под лозунгом: «Первый московский день автомобилиста».
Поначалу идея праздника подразумевала лишь проезд новейшей продукции отечественного автопрома, которая трудилась на благо советских людей. Но в процессе подготовки мероприятия список участников значительно расширили, включив туда гоночные автомобили, перспективные разработки, военную, коммунальную и сельскохозяйственную технику. И даже самодельные детские автомобильчики «Клуба юных автомобилистов». Первые удостоенные официального государственного признания старинные автомобили и гужевые телеги шли в колонне под лозунгом «автомобили-ветераны».
Так «Московский праздник автомобилистов» стал первым в СССР мероприятием, где советские люди могли познакомиться с историей автомобилестроения. Раритетные машины для парада собирали со всей страны. Ретро в то время было совершенно не в моде, люди предпочитали смотреть в прекрасное будущее, поэтому энтузиастов старинной техники в СССР насчитывалось буквально единицы.
Колонну «автоветеранов» возглавил старейший сохранившийся в Советском Союзе автомобиль – немецкий «Бенц-Вело» 1895 года, найденный и восстановленный незадолго до описываемых событий в Ленинградской области.
Историческими машинами из собственных запасов поделился Политехнический музей и заводы-производители. В кузове первого советского грузовика АМО-Ф-15 ехали фотокорреспонденты, деловито шуршал шинами КИМ-10, предоставленный Московским заводом малолитражных автомобилей, следом шли «газоны» и «полуторки», приехавшие из Горького. Вместе с ними двигались в одной колонне старые машины частных владельцев, некоторые из них с дореволюционной историей.
Следующий парад, причем состоявший исключительно из ретроавтомобилей, провели уже в 1969 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). Но это был лишь эксперимент, организованный местными журналистами.
Волна интереса к ретротранспорту захватила страну благодаря организованным сообществам. Пионером выступил рижский клуб ААК, основанный в 1973 году. Он сразу отметился мощным слетом любителей техники со всей страны с обязательным дефиле «старичков» по улицам и бульварам прибалтийского город и финишем на гоночной трассе «Бикерниеки».
Далее процесс пошел едва ли не лавинообразно. Клубы любителей старой техники начали появляться по всей стране: Ленинград, Таллин, Челябинск… А что столица? Московское объединение «Следопыты автомотостарины» заявило о себе в 1975 году и уже на следующий год провело первый парад на ВДНХ.
С распадом СССР постепенно уходили в историю и ретроклубы советской формации. Им на смену пришли коллекционеры исторической техники новой волны, объединения любителей той или иной марки, транспортные организации, которые сохранили историю и восстанавливали технику.
Сегодня демонстрация ретротехники на городских улицах превратилась в традицию. Парады ретротранспорта проводятся в Москве с 2013 года и вызывают огромный интерес – их посещают десятки тысяч москвичей.
Регулярно в подобных мероприятиях принимает участие и Музей Транспорта Москвы. Кстати, в следующий раз вы сможете увидеть машины из нашей коллекции совсем скоро – 9 июля на Воробьевых горах на фестивале «Ретрорейс». Приглашаем всех любителей ретротехники. Вход бесплатный, по регистрации на сайте музея: https://mtmuseum.com/retro-cruise.
Нам по пути ❤️