Первую часть статьи смотрите здесь: "Библия: элохим=ануннаки, нефилимы=их дети от земных женщин. Часть 1"
Три источника Книги Бытия (продолжение)
В предыдущих частях этого раздела мы описали два источника Яхвист: (1) Откровение Завета, данное Моисею на горе Синай, и (2) Таблицы Ноя, на которых он записал то, что знал от своих допотопных предков (допотопных Патриархов Ветхого Завета). Теперь перейдём к гипотезам источников Элохист.
Авраам и шумерские эпосы (Элохист 1, 2, 3 …)
Конечно, первый вопрос, который может возникнуть в связи с этой гипотезой, это откуда (через кого) к Моисею могли попасть шумерские эпосы (и какие именно эпосы Шумера) могли попасть к Моисею)? Ответ на эти вопросы как раз весьма просты: шумерские эпосы могли попасть к Моисею от его предка Авраама — ведь Авраам родился в одном из древнейших и крупнейших городов Шумера, в Уре, и жил там (со своим отцом Фаррой и семейством) в XXII-XXI веках до н.э. примерно до своих 72-ти лет. Вероятно, его детство и более взрослые годы выпали на начало правления Третьей династии Ура (2111-2003 гг. до н.э.), а уже и до неё школьное образование в Шумере было общим и обязательным, и «гуманитарная часть» школьного образования включала в себя обязательное изучение главных шумерских эпосов. При этом в правление Третьей династии сильно укрепилась шумерская бюрократия и была выработана «идеология единства», которая включала в себя и обязательное изучение шумерских эпосов, преданий и молитв (вкупе с милитаризацией общественного сознания).
В литературе об Аврааме можно встретить разные версии датировки его рождения и хронологии жизни. Не вдаваясь подробно в историю города Ура, отметим только, что с учётом известного периода его разорения (вследствие завоевания амореями и эламитами) и упадка с 2003 по 1924 гг. до н.э., — с учётом этого, наиболее вероятно, что Авраам родился в Уре между 2174 и 2115 гг. до н.э. (по православной хронологии Септуагинты), — и по этой хронологии семейство Фарры (и Аврам с Сарой) покинули Ур в период между 2102 и 2043 гг. до н.э. Согласно Библии, они покинули Ур по Откровению свыше, которое впервые в жизни получил там Авраам (тогда ещё Аврам).
«И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там». (Бытие 11:31)
Теперь внимание! К последним годам XXI – началу XX в. до н.э. учёные относят так называемые шумерские «плачи» (записанные на обычных шумерских обожжённых глиняных таблицах) — «плачи» о том, что боги-ануннаки покинули Землю, «плачи» о постигших Шумер стихийных бедствиях и несчастьях. [5].
Конечно, указанная работа[5] известного советского шумеролога, д.и.н. В.К. Афанасьевой[5] была опубликована в СССР в 1983 году, и поэтому упоминаний о богах (хотя бы и шумерских) там очень немного, но сейчас для нас важно то, что Авраам родился и жил первые 72 года своей жизни в Шумере (в Уре), когда боги-ануннаки ещё находились на Земле, в шумерских городах, и правили этими городами, и издавали указы, и принимали участие (и возглавляли) различные празднества, — и жители этих городов видели и слушали этих богов-ануннаков, и могли общаться с ними. Шумеры считали их живыми богами, и беспрекословно подчинялись им.
Правителем Ура был сын Энлиля и его законной супруги Нилиль по имени Нанна (Син), и он был первым ануннаком, рождённым на Земле. По преданиям, его любили и люди, и боги. Фарра, Авраам, и другие потомки Ноя, которые жили в городах Шумера, также могли видеть (и слушать, а иногда, возможно, и общаться с ануннаками, — но потомки Ноя (Адама и Евы), если и считали их некими «богами», то не своими. И во времена жизни Авраама в Шумере (в XXI веке до н.э.) они ещё от Адама знали, что их сотворил Господь Бог (и что Он сотворил Адама и Еву примерно 3 500 лет до этого), — что их сотворил Господь Бог (Яхве) а не ануннаки (которые создали предков шумеров примерно 200 000 лет до того в далёком крае Абзу [в Южной Африке]).
Тем не менее, хотя для Авраама ануннаки не были «родными богами», при правлении Третьей династии Ура (царей назначали ануннаки) бюрократия и единая идеология, и обязательное школьное образование были уже настолько развиты, что наверняка Авраам (тогда ещё Аврам) с юности знал назубок и весь пантеон богов (лидеров ануннаков), и их историю, и главные шумерские эпосы. Подобно тому, как каждый комсомолец в СССР (будь он хотя бы и литовец или крымский татарин) был обязан знать состав Политбюро ЦК КПСС, а также историю КПСС, и историю марксизма-ленинизма и их предтечей за несколько сот лет до того J
Так что, если при уходе из Ура Авраама и не вёз с собой сами тексты шумерских эпосов, то он хорошо помнил их, и историю ануннаков, — и наверняка потом записал их и передал своим сыновьям.
***
Иногда можно встретить утверждение о том, что (согласно цитированным выше строкам 11-й главы Книги Бытия) Авраам родился не в Уре на юге Междуречья, а в т.н. «Уре халдейском», расположенным гораздо севернее (на юго-востоке современной Турции, современное название Шанлыурфа) — Урфа во времена Авраама, а на рубеже новой эры (и в апостольские времена) этот город назывался Эдесса; та самя Эдесса, царь которой Абгар V (Авгарь) переписывался с Иисусом Христом и получил от Него в подарок убрус (плат нерукотворный) с Его изображением (Спас Нерукотворный). Кстати, недалеко (менее 20 км) от руин древнейшего храма Гёбекли-Те6пе (этот храм был построен в Х тысячелетии до н.э. (и по неизвестной до сих пор причине был засыпан мусором и землёй примерно через 200 лет после его возведения). Есть предположение, что Урфа — это хурритский город Урша, упоминаемый ещё около 2000 года до н. э. в шумерских, аккадских и хеттских клинописных надписях (см., например, статью Википедии «Урфа»). Так или иначе, Урфа во времена Авраама находилась под сильным шумерским влиянием, и Авраам безусловно мог знать главные шумерские эпосы.
***
О каких шумерских эпосах может идти речь? Перечислим здесь наиболее известные из них.
«Миф об Этане»
Дошедшая до наших дней версия этого мифа датируется началом 2-го тысячелетия до н. э., более ранний шумерский прототип данной поэмы пока не найден, однако, как считают современные востоковеды, значительно более ранний шумерский прототип должен был существовать.[4] Миф повествует о деяниях Этана — легендарного царя I династии Киша (центр первого объединения шумерских племён в XXVIII веке до н. э.). В прологе к мифу повествуется о сотворении города Киша игигами и ануннаками. Напомним, что «официальная наука» считает их двумя родственными группами шумерских (и аккадских) божеств (вымышленных персонажей), и даже не обсуждает гипотезы об их реальности, и, судя по шумерским эпосам, их очевидном параллельном с шумерами существовании на Земле.
Напомним также, что Захария Ситчин на основании своих версий перевода шумерских клинописных текстов, считал ануннаков и игигов пришельцами-инопланетянами (с планеты Нибиру). По Ситчину, ануннакии — это пришельцы-добровольцы, прибывшие на Землю около 423 000 лет назад для добычи золота (необходимого для спасения атмосферы их планеты), и для переправки этого золота на их планету. Иниги, по Ситчину — это добровольцы с той же планеты (Нибиру), работавшие на базе этих пришельцев на Марсе (а после потери Марсом своей атмосферы игиги переселились на Землю).
«Сказание о Зиусудре» («Сказание о Потопе»)
Это также один из древнейших шумерских эпосов, дошедших до наших дней в разных вариантах (аккадском, вавилонском, ассирийском). Современные востоковеды датируют его создание III-м тысячелетием до н.э. (задолго до рождения Авраама). Зиусудру нередко называют «шумерским Ноем» — он, как и Ной, был предупреждён богом (своим отцом Энки) о грядущем Потопе, и спасся с семьёй (и с переданным ему Энки «пакетом» геновонда допотопной земной флоры и фауны, — той её части, которая могла быть нужна людям после Потопа). Однако, заметим, что шумерский эпос о Потопе заметно отличается от библейского, — и, в частности, Зиусудра не стал Праотцом послепотопного человечества, а жил в одиночестве на острове Дильмун (нынешний Бахрейн в Персидском заливе). Подробнее об этом смотрите в наших статьях «Ной библейский и «Ной» шумерский — разные люди, или в Библии плагиат?» и «Почему азиаты — черноволосые коллективисты, а европейцы — разномастные индивидуалисты (Шумерские гены Евразии)».
«Энки и Нинхурсаг»
Эпос (миф) о сотворении и обустройстве мира. Дошёл до наших дней в табличках как раз Третьей династии Ура, — времён пребывания там Авраама). Современные востоковеды считают этот миф «очень запутанным и туманным». Речь там идёт о взаимоотношениях одного из двух главных богов-ануннаков (Энки и его брата Энлиля) с их сестрой Нинхурсаг, с Нингишзиддой (сыном Энки) и другими ануннаками. Поскольку, по Ситчину, Энки, Нингишзидда и Нинхурсаг (другое имя Нинмах) — главные специалисты по «генной инженерии» среди ануннаков, и именно эти трое создали предков шумеров (около 200 000 лет назад в Южной Африке) как помощников для добычи золота и прочих рутинных работ, — постольку можно предполагать, что в этом мифе рассказывается предыстория отношений этих троих «генных инженеров»
***
Наверное, Авраама знал и другие шумерские эпосы (в частности, и эпосы о Гильгамеше, и какие-то шумерские прототипы более позднего вавилонского эпоса «Энума элиш» о сотворении мира и устройстве мироздания), но мы сейчас не будем останавливаться на этом подробнее, — в данном контексте для нас важно то, что источниками Элохиста (в Документальной гипотезе источников Пятикнижия Моисея) были, весьма вероятно, шумерские эпосы, и, следовательно, под термином «элохим» (боги) в Книге Бытия (в Брейшите) ледует разуметь ануннакогв, — шумерских богов, которые вплоть до конца XXI тысячелетия до н.э. жили на Земле среди людей (и которых, вероятно, своими глазами видел Авраам).
Книга Бытия — не плагиат с шумерских эпосов и мифов
Во избежание недоразумений (и забегая несколько вперёд) подчеркнём здесь, что распространённое среди некоторых читателей Захарии Ситчина мнение о том, что Ветхий Завет (и прежде всего Книга Бытия) — это «лишь плагиат с шумерских мифов» ошибочно. Ниже я привожу некоторые выдержки из выводов (Заключения), которое полностью будет опубликовано в 3-й части этой статьи (она будет опубликована через пять-семь дней).
Итак, если бы это был плагиат, Моисей должен был бы не допустить ни одно повтора ни одного сюжета Книги Бытия с упоминанием «элохим». Как раз тот факт, что все сюжеты Книги Бытия повторяются (с заметными вариациями), первый раз с участием элохим, и затем — с Яхве, этот факт явно говорит о том, что Моисей записал не плагиат, а две в чём-то истории: первая история — это история ануннаков (элохим) и предков шумеров (начавшаяся примерно за 200 000 лет до н.э.), а вторая история — это история Адама и Евы (начавшаяся по хронологии Септуагинты в 5 509 г. до н.э.). Мы можем предположить, что в изначальном тексте Книги Бытия различий между этими двумя рядами сюжетов было много больше, — поскольку линии «Элохист» и «Яхве» показывают историю двух разных корневых систем человечества (Элохист — ануннаков и предков шумеров, а Яхвист — потомков Адама и Евы). Но, как считают современные библеисты, тексты Пятикнижия в течение многих веков после Моисея не только переводились (и нередко неточно), но и сознательно «корректировались» некоторыми переписчиками, — которые, вероятно, удивлялись разнице многих деталей в повторяющихся сюжетах с элохим и Яхве (и с самыми добрыми намерениями старались их "причесать" и сделать более похожими).
Подробнее всё это будет изложено в разделе "Заключение" к 3-й части этой статьи ("Библия: элохим=ануннаки, нефилим=их дети от земных женщин").
***
Конечно, все высказанные в этой статье авторские версии и комментарии - это не более, чем мои личные оценочные суждения, и я ни в коем случае не имею намерения так или иначе задеть чувства верующих. Если всё же это случилось, я искренне прошу прощения.
***
Продолжение (окончание статьи) смотрите здесь: "Библия: элохим=ануннаки...Часть 3: нефилимы=их дети от земных женщин. Окончание статьи"
Литература
1. Елогим // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
2. Тантлевский И.Р. «Введение в Пятикнижие». — СПб, 2000
3. «Библия и наука» (раздел «Археологические находки Ветхого Завета») http://www.unseal.narod.ru/arheolog_find_vz_full.html
4. Крамер Самюэль. «Шумеры. Первая цивилизация на земле» / Перевод с английского А. В. Милосердовой. — М.: Центрполиграф, 2009. (Глава 2. История: герои, цари и энзи.)
5. Афанасьева В.К. «Шумерская литература» \ (История всемирной литературы. - Т. 1. - Наука, 1983. - С. 83-100)
Читайте также нашу главную статью о новой гипотезе антропогенеза: «Почему азиаты — черноволосые коллективисты, а европейцы — разномастные индивидуалисты (Шумерские гены Евразии)».