Найти тему
9,8K подписчиков

Юрьев – древний русский город.

1,4K прочитали
Русская Прибалтика на карте Руси.
Русская Прибалтика на карте Руси.

В своей предыдущей статье «Эстонцы и латыши – оккупанты в Прибалтийской Руси», я указывал на принадлежность нынешнего города Тарту – русского Юрьева, Руси. Считаю необходимым разобрать данную историю подробнейшим образом, кто же был оккупантом на этих землях. Начнем сначала, с исторического аспекта, для тех, кому лень открыть Wiki и немного погуглить.

Этот город (Юрьев) был основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым и назван в его честь христианского имени Ярослава. Юрьев успел пережить два сожжения местными племенами, дважды был ими захвачен и дважды вновь возвращался под контроль Новгорода.

Немчурой Юрьев был впервые захвачен лишь в 1215 году. Официально считается, что “эсты отбили Юрьев, и после этого, для его защиты из Новгорода выступили двести русских дружинников во главе с князем Вячеславом (Вячко)”.

Странно, правда? С чего бы русским дружинам защищать чуждый народ?

По свидетельству Генриха Ливонского, в 1216 году (уже на следующий год), началась война русских и эстов против меченосцев. Уже в 1217 и 1219 годах, были совершены совместные походы русских князей из смоленских и новгородских земель в Прибалтику. В ответ псковский князь Владимир в 1217 году взял замок Одемпе. А в 1219-м новгородский князь Всеволод Мстиславич разбивает крестоносцев и осаждает крепость Венден. В 1221 и 1223 — были предприняты владимирско-новгородские походные экспедиции. В 1223 году новгородский князь Ярослав Всеволодович поставил Вячко князем в город Юрьев (современный Тарту).

«Лета 6730 (1222) князь Ярослав Новогородский, собрав войска, пошел с новогородцы и псковичи в Ливонию на немец к Колываню (Ревель) за то, что немцы не велели ливонцам дань в Новград платить и сборщиков новогородских выгнали» (В. Татищев)

Примерно к зиме 1223 - 1224 годов крестоносцам удалось отвоевать большинство крепостей в Прибалтике. Юрьев к тому времени оставался последним центром сопротивления крестоносцам между Чудским озером и морем. Вельяна (Вильянди) и Медвежья голова (Оденпе) уже были захвачены крестоносцами, а Колывань (Таллин) , князю Ярославу не удалось отобрать назад.

Считаю необходимым отвлечь читателя на личность русского князя Вячко. Итак, кто же это был, что за человек?

В «Хронике» Генриха Ливонского в записях за 1205 год — «седьмой год епископства Альберта» фигурирует король Вячко (как его величает Генрих) и его резиденция — «русский замок Кукейнос» (если кто не в курсе - это в центре нынешней Латвии), где останавливаются послы от сюзерена — князя Полоцкого Владимира, в ожидании ответа епископа на предложение провести переговоры 30 мая, близ реки Воги.

Князь Вячеслав Борисович, или как его называли — Вячко, по одной версии, происходил из полоцких князей. Однако исследователь О.М. Рапов, также как и Татищев, относил родословную Вячко к смоленской ветви Рюриковичей. Княжеский стол его был в городе Кукейносе, который находился на правом берегу Западной Двины, там, где в нее впадает речка Кокна.

По одной из версий, название города русское — Куконос — по имени этой самой речки и значит «мыс Кокны», а по другой толкование предположительно основывается на якобы дословном переводе с латышского — место сноски, свозки дерева, дров.

Итак, Вячеслав Борисович княжит в русском Куконосе. Тем же Генрихом Ливонским так же зафиксировано то, что в Кокнесе жили именно русские. Кстати, в 1935 году немецкий историк Таубе, в своем произведении о Ливонии утверждает: «Король Вячко – древнерусский князь, потомок легендарного Рюрика».

Получается Латвия - была вотчиной Рюрика, о чем упоминают и другие источники - распространяя на эти территории названия Рутения, Руссия. А само княжество Кокнесе удобно расположено на торговом пути из Балтийского моря в полоцкие княжества.

Что ж, личность Вячко и история русской Латвии, уяснена (на территории Латвии было еще одно русское княжество - Герсик). А теперь вернемся к событиям, связанным с осадой Юрьева - крестоносцами. Князь Вячко, возглавив оборону Юрьева, тем самым стал у них на пути.

Для прибалтийских читателей специально – сейчас будет про оккупантов-спасителей:

В 1224 году, как раз на пасху, крестоносцы взяли в осаду Юрьев. После пяти дней безуспешных боёв были вынуждены отойти. После этого епископы направили к Вячко послов, которые предложили ему отказаться от «язычников-повстанцев» и покинуть крепость. Но он решил остаться.

А вот, что излагает Генрих Ливонский: "И отправили епископы послов к королю в Дорпат (Юрьев), прося отступиться от тех мятежников, что были в замке, так как они оскорбили таинство крещения; бросив веру христову, вернулись к язычеству; братьев — рыцарей, собратьев и господ своих, одних перебили, других взяли в плен и таким образом вовсе извели в своих пределах, а все соседние области, перешедшие в веру христову, ежедневно грабили и опустошали... не захотел король отступиться от них, так как, давши ему этот замок с прилегающими землями в вечное владение, новгородцы и русские короли обещали избавить его от нападений тевтонов". Немец в своей хронике явно указывает на то, что Юрьев с прилегающими землями находился в вечном владении князя Вячко.

Очень интересно, что в топонимике, даже в немецком варианте названия местности – Дорпат (Дерпт) явно стоит корень – «дор» – драть, теребить. «Дор» и «тереб»— это участки, на которых лес выдран, вытереблен для подготовки под посев,что не удивительно, ведь местное население занималось земледелием. Названия сельских населенных пунктов сельского типа с корнем «дор» как – драть, встречаются во множестве от севера Москвы до Архангельской области, и на запад до самой Нижней и Средней Вислы. Это позволяет связать их с областью расселения кривичей. Причем проживание кривичей, как славянского племени, на территории земель будущего города, также подтверждается археологами. Видимо, местные земледельцы называли свою землю просто, вроде: Дор, Доры или Дорки. Ну а княжить в «дорках», сами понимаете, не комильфо. Возвели крепость и повелели называть – Юрьев. Немцы же продолжали называть местность по-старому. Хронист Генрих восхищается виденными им на севере Эстонии «плодородными обширными нивами».

15 августа 1224 года войско крестоносцев, набравшее большое количеством ливов и леттов, вновь вернулось под Юрьев и продолжило осаду города. Эта осада Юрьева длилась «много дней и ночей» ( точно никто не знает) . Вячеславу Борисовичу и его двум сотням дружинников вновь предложили покинуть крепость. Но князь снова отказался. Он ожидал помощь из новгородский и псковских земель, которая так и не пришла.

«Но князь Вячек Борисович, поскольку был мудрый и в воинстве храбрый, мужественно град оборонял и, часто исходя из града, многий вред немцем чиня, с честию возвращался» (В.Н. Татищев).

Прошло около двух недель с начала осады, когда крестоносцы окончательно решили штурмовать город. Когда Юрьев пал, крестоносцы учинили варварскую резню, не щадя ни женщин, ни детей. Из всех защитников Юрьева крестоносцы оставили жизнь только одному русскому из Суздаля — посадив на коня, его отправили в Новгород, чтобы он сообщил о падении Юрьева.

В нашей летописи (ПСРЛ 1, III, 39) под 6732 г.: «Того же лета убиша князя Вячка немци в Гюргеве, а город взяша».

У Вячко была дочь – София. Она вернулась в свои законные владения в Ливонии, и вышла замуж за рыцаря Дитриха фон Тизенгаузена. Этот рыцарь стал владельцем земель, некогда принадлежащих Вячко, и в последующих поколениях фон Тизенгаузенов текла кровь Рюриковичей. Но это уже другая история.

Теперь к аспекту археолого-лингвистическому.

Никто конечно же не будет спорить относительно славяно-чудских связей. Территорией на которой происходили связи чуди и славян, является Юго-Восточная Эстония, пограничная с районом Пскова - Изборска. По мнению эстонских лингвистов, археологов и историков, писавших по данной тематике, прежде всего в 50-80-е гг. XX в., именно здесь прослеживаются следы давнего и разностороннего славянского влияния. При этом, наличие в юго-восточных эстонских диалектах раннеславянских фонетических заимствований свидетельствует о длительном периоде этнического смешения населения.

По данным археологов

проводивших раскопки в Тарту с середины 1950-ых годов, поселение, из которого впоследствии вырос город, возникло примерно в первой середине 1 тысячелетия нашей эры. В наиболее древних слоях, как раз середина 1 тысячелетия – 7-8 век найдены в значительном количестве фрагменты керамики разных типов, характерной как для эстонских, так и для славянских древностей.

Первое же городище было построено в этом месте в 8-9 веках. Большинство находок, сделанных на городище, относятся к 10 веку. Еще до похода Ярослава Мудрого, здесь проживали славяне, так как количество характерной новгородской керамики – преобладающее. По данным на 1979 год, на территории Эстонии насчитывали 1432 каменных могильника, 984 длинных кургана и 306 грунтовых могильников балто-славян, очевидно соотношение русских (славянских) и эстонских могильников - один к одному. Причем культура длинных курганов – это культура кривичей.

Поселение носителей рыугеской культуры, исчезнувшее в пожарах начала 860-х годов, непосредственно предшествовало появлению при слиянии Псковы и Великой, раннегородского образования. Но нет никаких данных, о том, что эта культура имеет какое-либо отношение к нынешним эстонцам. Белецкий С.В., утверждал, что события в 1030-х годах в Пскове и Тарту в археологическом смысле совершенно идентичны (Белецкий, 1996, с. 85). Или даже можем предположить, что покорение Пскова Новгородом и основание города Юрьева на месте нынешнего Тарту, произошло в рамках одного похода Ярослава.

Не верите нашим археологам? Что ж, советую обратиться к результатам археологических изысканий Вилмы Труммал в старом городе Тарту в 1956 г. и с прилегающей обширной территории, в слое до до 70 см. толщиной так называемой рыугеской культуры, обнаружен пласт, содержавший много керамики новгородского и псковского типов различных предметов, типичных для древнерусских городов, но очень редких для
территории Эстонии.

Таким образом, в Тарту есть археологические следы, которые доказывают, что на территории центра города Тарту существовало городище Юрьев и посад рядом с ним. Керамика из этого комплекса в большинстве соответствует псковской керамике XI в. Можно предположить, что в Юрьеве население в основном пришло из Пскова, и Юрьев, находившийся на нынешнем месте города Тарту, имел непосредственные контакты с Псковом.

Помните, как Иван Грозный называл этот город? Правильно – Юрьев!

С тех пор прошло много лет. Произошло множество событий. Но главное в этой истории то, что русские – такой же коренной народ этой земли, а не только эстонцы. Я лишь пытаюсь донести правду, а она как всегда горька, но вы уж примите ее как лекарство.

#русьдревняя #эстония #юрьев #прибалтика #тарту #эстонцы