Найти в Дзене
Образование 4.0

Дневник учительницы дореволюционной школы для малограмотных взрослых

Публикуем отрывки из мемуаров участницы «хождения в народ» конца XIX — начала ХХ века. 1889 год. Сентябрь «3 сентября школа открылась при 12 учениках. Всё первое воскресенье прошло в проверке знаний поступивших; подготовка оказалась очень разнообразна: кто кончил только что, кто кончил давно, кто учился дома, кто теперь учится в первом, втором, третьем классе… Распределение на группы — безграмотных, полуграмотных и хорошо грамотных, как предполагалось раньше, оказалось возможным только для виду: каждая группа в свою очередь распадается на несколько групп, с которыми надо вести особые занятия. По возрасту, по развитию также разнообразие большое: и мальчик девяти лет, и парень 21 года! А в старшем отделении — самоучка-солдат 28 лет и только что кончивший народную школу 12-летний мальчик. С первого раза очень трудно всё это разнообразие сгладить и привести в норму». 1890 год. Февраль «Случаи мелкого воровства учащались: книги, грифели, ножи — всё это исчезало почти на глазах. Тот мальчик,

Публикуем отрывки из мемуаров участницы «хождения в народ» конца XIX — начала ХХ века.

1889 год. Сентябрь

«3 сентября школа открылась при 12 учениках. Всё первое воскресенье прошло в проверке знаний поступивших; подготовка оказалась очень разнообразна: кто кончил только что, кто кончил давно, кто учился дома, кто теперь учится в первом, втором, третьем классе… Распределение на группы — безграмотных, полуграмотных и хорошо грамотных, как предполагалось раньше, оказалось возможным только для виду: каждая группа в свою очередь распадается на несколько групп, с которыми надо вести особые занятия. По возрасту, по развитию также разнообразие большое: и мальчик девяти лет, и парень 21 года! А в старшем отделении — самоучка-солдат 28 лет и только что кончивший народную школу 12-летний мальчик. С первого раза очень трудно всё это разнообразие сгладить и привести в норму».

1890 год. Февраль

«Случаи мелкого воровства учащались: книги, грифели, ножи — всё это исчезало почти на глазах. Тот мальчик, который учил меня осторожности, исчез из школы, унеся с собой семь книжек. Другой ученик, худой, бледный, несимпатичный мальчик, почти не стесняясь моим присутствием, прятал себе в карман карандаши и перья, а когда ему говорили, изворачивался, лгал, лгал бессовестно.

Простота отношений у нас полная. Может быть, оно и худо, но дисциплины у нас никакой нет. Урок начинается и кончается по нашему усмотрению, ученики при входе учительницы не встают, в классе не мёртвая тишина, все хотят отвечать: это иногда мешает, иногда и запрещается, но это способствует оживлению урока (впрочем, в старшем отделении всегда очень тихо)».

ИСТОЧНИК: Эмилия Кислинская-Вахтерова, «Дневник учительницы воскресной школы и другие произведения», Common place, 2020 г.

Подробнее, с пояснением контекста можно прочитать здесь →