Найти тему
Ретро-Исилькуль

Та самая Татьяна

Очерк о Татьяне Александровне Гавриловой опубликован в газете "Знамя" Исилькульского района 15 июля 2011 года в рамках редакционного проекта "Ровесники газеты".

Подписывайтесь на "Ретро-Исилькуль", чтобы не пропустить интересные материалы о людях, истории и сегодняшнем дне города Исилькуля и Исилькульского района.

Статная женщина в классическом костюме, со строгим миловидным лицом, волосы с проседью уложены в тугой пучок на затылке. Именно такой образ в моем дошкольном детстве возникал в голове при слове «учительница». Этот своеобразный идеал не сразу рассеялся и в школьные годы, потому что примерно так в середине 70-х годов выглядели многие учительницы первой школы. Но больше всего этому образу соответствовала Татьяна Александровна Гаврилова - сначала завуч, а потом и директор нашей школы.

Мне не довелось быть ее ученицей. Татьяну Александровну я видела только на линейках или в школьных коридорах, где она порой журила не в меру расшалившихся мальчишек. Как и многим, мне она казалась не просто строгой – суровой. Ведь это же директор, вызовом к которому частенько пугали нас учителя. О том, сколько в этой женщине обаяния и юмора, я узнала совсем недавно, почти через три десятилетия после окончания школы, после того, как сама Татьяна Александровна отметила 80-летний юбилей.

«Вот тебе тапки. Мой руки и иди на кухню, сейчас будем с тобой обед готовить. Я целый день не ела, к приходу корреспондента готовилась», - так встретила меня Татьяна Александровна. Этому «директорскому» тону невозможно было не подчиниться. И вот через несколько минут после прихода я уже варю пельмени, жарю яичницу и рассказываю о себе, хотя цель моего прихода прямо противоположная – не рассказывать, а расспрашивать. К расспросам мне удалось приступить только после того, как вдоволь наговорились о разном.

Есть у Татьяны Александровны заветная толстая тетрадка, исписанная красивым учительским почерком. Сама она называет это «автобиографической повестью». Она не предназначена для посторонних глаз, написана для племянников и их детей, а потому Татьяна Александровна не то что почитать, даже подержать в руках тетрадку мне не дала. Но некоторые эпизоды зачитала. А я не могу удержаться, чтобы не включить их в своей рассказ об этом человеке: уж очень трогательно, красочно и с большой любовью пишет она о своих близких и о том, что довелось пережить.

-2

Семья

Из автобиографии: «Я, Гаврилова Татьяна Александровна, родилась 8 мая 1931 года в с. Азово Нижнеомского района Западно-Сибирского края в многодетной семье. Отец мой, Гаврилов Александр Егорович, родом из Смоленской губернии, родился он в прошлом столетии – 5 мая 1898 года. В Сибирь переселился вместе со своими старшими братьями, специалистами по колодезному делу. Всю свою жизнь он рыл колодцы по всей Омской области и за ее пределами, строил дома, клал печи, копал погреба и не боялся никакой физической работы. Был сильным, выносливым, в молодые годы мог обогнать лошадь на соревнованиях. Мама, Шелудяк Клавдия Ивановна, 1901 г.р., приехала из Херсонской губернии, из Украины с родителями в поисках лучшей жизни. В школе не училась ни одного дня, сама научилась читать и писать и всю свою жизнь много читала, была одаренной от природы большим умом. Вместе с детьми, а их было десять, познавала науки и была прекрасной матерью и добрым, умным домашним учителем. Из десяти детей двое ушли в мир иной в раннем возрасте, а восемь получили хорошее образование и стали специалистами разного профиля. Братья: Борис - фронтовик, машинист, железнодорожник; Алексей - военный летчик, начальник строительства Брест-Литовской магистрали; Михаил – экономист, начальник автобазы в г. Омске, Федор – маслодел, мастер по ремонту сельхозмашин; Петр – ведущий инженер конструкторского бюро авиазавода им. Баранова в Омске. Сестры: Полина – учитель русского языка, литературы, немецкого языка, отличник просвещения РСФСР и СССР, мать троих детей и бабушка шести внуков; Людмила – самая младшая, учитель химии, биологии, многие годы – завуч в СПТУ-28, преподаватель химии педучилища, имеет дочь Клавдию и двух внуков. Четвертым ребенком в семье была я, Татьяна…»

Как она училась

В тридцатых годах детей в первый класс принимали с 8 лет. Таня Гаврилова решила начать учебу в шесть. Это было в селе Заславье Полтавского района. Учитель, увидев, как размазывает в тетрадке непослушные буквы маленькая ученица, заподозрил неладное и затребовал метрики. Изучив документ, написал на доске «1937 – 1931». И спросил: «Таня Гаврилова, сколько будет семь минус один?». «Восемь!», - не растерялась Таня. «Ты не только писать, но и считать не умеешь! – вынес вердикт учитель. – Иди домой на два года».

Но через год Татьяна снова рискнула пойти в первый класс. На этот раз попытка оказалась удачной, и училась Таня хорошо все десять школьных лет.

Еще один забавный и трогательный штрих к автопортрету: «…Каждый день зимой при приближении к школе выскакивала маленькая черная злая собачка, повисала на тулупчике и ехала до школы, я ее боялась и никогда не жаловалась ни родителям, ни старшим братьям, которые могли бы запросто с ней расправиться».

Во втором классе училась уже в Исилькуле – родители решились на переезд, чтобы дать детям хорошее образование. Правда, по признанию Татьяны Александровны, первая учительница ее недолюбливала: девочка была плохо одета и говорила с сильным украинским акцентом.

Когда нынешних выпускников спрашивают, какую школу они окончили, называют, как правило, номер. У людей старшего поколения немного другие мерки. «В третьем-четвертом я училась в деревянной базовой школе, - вспоминает Татьяна Александровна. – В пятом классе учились уже в белой саманной школе, оттуда в 43-м году среди зимы переехали в каменное здание». В этом каменном здании (средней школе № 1) она и проучилась до выпускного 1948 года, а позже здесь же возглавила педагогический коллектив.

Как она учила

Первый педагогический опыт молодая учительница получила в Ксеньевской семилетней школе.

Из автобиографии: «Директор школы Сентюрин Петр Иванович при первой же встрече мне сделал наказ: женихов не заводить, ничего лишнего не говорить, так как это деревня – в одном конце слово скажешь, назавтра в другом будет известно, да еще в перевернутом виде.

Директор заставил меня преподавать черчение и рисование. Чертила я прилично, а рисовать умела только одного зверька (он тут же изображен на полях тетради). Я ему сказала, что не умею, а он в ответ: молодая - рисуй. Некоторые дети с натуры быстро рисовали, и тогда я их пускала по рядам оказать помощь товарищам, так и выпутывалась.

Самыми трудными были уроки пения. Я от природы не пою, но деревенские дети все прекрасно пели, я их вызывала к доске, и они пели, а класс подпевал, а я ставила всем пять. Они даже не подозревали, что их учительница не умеет петь.

Каждое утро перед школой меня встречал дед Березуцкий и низко кланялся, снимая шапку. Мне было неловко, что пожилой человек так приветствует меня, совсем молодую девочку. А он говорил: «Приветствую Вас, Татьяна Александровна, дорогой учитель».

Жила на квартире у бабушки Мурихи. Она, бывало, напечет пирожков и прямо в класс заносит: «Поишь пирожочкив». Я хватаю миску и вместе с Мурихой за дверь: «Вы же подрываете мой авторитет!». А она: «Боялась я их! Лишь бы ты була нэ голодна».

После года работы в Ксеньевке Татьяна Александровна вернулась в Исилькуль и начала преподавать в Городищенской школе главные в своей жизни школьные предметы – математику и физику.

Этот недолгий период хочу проиллюстрировать еще одним «автобиографическим» эпизодом: «В школе был праздник, нужно было всем подряд по очереди спеть песню. Так как я петь не умею, сказала, что могу исполнить только оперу. Все затребовали оперу, тогда я сказала, что без сцены это невозможно. Меня сразу водрузили на табуретку и сказали: давай, пой. И я тогда громовым голосом запела: «Мой сын, я оскорблен Троекуровым. Мой сын, ты должен смыть позор…». Это из оперы «Дубровский», я по радио слышала. Все так хохотали. Так я выпуталась…»

В 50-х годах в Исилькуле открылась школа-интернат. Пригласили работать туда. Была сначала воспитателем, потом завучем. Работала, по словам Татьяны Александровны, «под руководством выдающегося директора Плеханова Виталия Григорьевича». С ним, живущим ныне в Бразилии, она до сих пор поддерживает связь.

А потом случился интересный поворот. В Красноярском крае есть город Дивногорск. Там развернулась большая стройка. По радио Татьяна Александровна услышала, что там нужны кадры. И решила ехать. Не хотели отпускать родители, муж Василий Васильевич был против, и все-таки, взяв с собой младшую сестру Полину, она уехала. «Было интересно узнать, чего я стою, если ни один человек меня не знает», - так она сегодня объясняет свой порыв. И все сложилось: работала сначала учителем, завучем, потом директором. Была награждена Знаком «Строитель Красноярской ГЭС», стала отличником народного просвещения. «Это были лучшие годы моей жизни, - признается Татьяна Александровна. - До сих пор переписываюсь с бывшими учениками».

Только суровый климат тех краев, вскоре сказавшийся на здоровье, заставил вернуться назад. Уже провожая меня, Татьяна Александровна сетовала, что, увлекшись рассказом о молодых годах, мало уделила внимания периоду работы в первой школе. Здесь она проработала дольше всего, стала директором, с этой должности ушла на заслуженный отдых, но, по ее собственному признанию, не рассталась со школой и до 80 лет. Пожалела, что не рассказала о своих замечательных коллегах, об учениках, со многими из которых до сих пор поддерживает связь. Уважаемые бывшие коллеги и ученики Татьяны Александровны, от ее имени передаю вам слова безграничного уважения. Она помнит и любит вас, как, не сомневаюсь, помните и любите ее и вы.

«Коллеги не просто поздравили меня с юбилеем, - рассказывает Татьяна Александровна, - а разработали целый сценарий, появились во главе с директором С.Н. Мыльниковой, устроили для меня и моих родных настоящий праздник. Проявили свои артистические способности Н.С. Морозова, Л.В. Баринова, Р.И. Цыганок, Т.А. Сусленко, В.А. Светилко, Л.И. Киселева, которая даже спела песню на украинском языке. Четыре дня принимала поздравления по телефону из Хакасии, Германии, Бразилии, Казахстана, Якутии…»

«Счастливый я человек в этой жизни, - так говорит о себе сейчас Т.А. Гаврилова. – Шутка ли – три поколения ребятишек выучила. Вот такой жизненный путь прошла – длинный. Говорят, люди сейчас злые. Чепуха! Хороших больше. Мне очень многие люди помогали в жизни, и сейчас ни помощью, ни заботой, ни вниманием я не обделена». Хотелось бы и мне когда-нибудь, если повезет отпраздновать 80-летний юбилей, сказать о своей жизни такие слова.

Автор Елена ОБАЕВА.