«Я в прокуратуре» - в тот момент она толком не объяснила, что случилось, я осталась в мучительном ожидании следующего сеанса связи.
Ситуация оказалась следующая. Конец декабря. За декабрь тоже пришло много заказов и денег. С октября поставщики тканей работали с перебоями - конкретно наши ткани быстро нами выкупались, у поставщика не было больших запасов, из Китая новые поставки шли долго, а когда приходили - нам этой ткани не хватало.
Таня искала альтернативы, но почти не находила. То качество было не тем, то цена, то цвета. Задержка по отгрузкам нарастала, ее кормили завтраками поставщики - никому не хотелось терять денежного клиента. Вроде как вот вот в пятницу все придёт, ой в пятницу не пришло! Груз с тканью будет во вторник, во вторник приходит 2 км, а нам надо 15, ждите через два дня будет ещё поставка.
Таня в свою очередь кормила завтраками клиентов, ей казалось, что вот вот все наладится, поставщики успокаивали, что увеличили объёмы, Таня начала отправлять нашим клиентам, кто сильно переживал, несуществующие транспортные накладные, чтобы оттянуть время и дождаться ткань. Сначала клиенты ждали груз, потом начинали разбираться что с грузом, Таня могла выгадать пару недель. В это время начинали переживать следующие клиенты, у которых уже тоже прошёл срок отгрузки - она находила способы успокоить и их.
В этой ситуации я разочарована собой - как-то все прошло мимо меня, я выключилась из операционки и доверилась Тане. С клиентами общался менеджер, мне говорили, что какие-то заказы не отгружены, что есть конфликты с клиентами, но так как я не могла сама решить эти проблемы - я просила Таню созвониться и обсудить с клиентами варианты решения. Таня была всегда на связи, разговаривала с клиентами, мне рапортовала, что обсудили, все уладили. Масштаб катастрофы я не представляла.
Тем временем наши долги копились. Даже когда приходила ткань - продукция отшивалась не моментально, на это требовалось время. Когда продукция была готова - отправить мы ничего не могли, оказывалось, что в каждом заказе не хватает какого-то процента продукции, потому что красную чёрную и бирюзовую ткань мы до сих пор ждём. Доходило до 40% заказа, а поставщики обещали ткань «завтра», клиенту мы уже сказали, что отправили груз, ни о каких недовложениях в размере 40% речи быть не могло. Какие-то заказы все равно конечно отгружались, но это не очень влияло на уровень напряжения.
В итоге несколько десятков клиентов нашли друг друга, объединились и написали на Таню заявление в российскую прокуратуру на мошенничество. Российская прокуратура сделала запрос в Узбекистан и Таню начали приглашать на допросы.
Была ещё одна большая проблема. Таня не успевала получать деньги. Клиенты оплачивали либо через валютный контроль на организацию в Узбекистане, либо переводами типа золотой короны.
С каждым переводом надо было работать, валютный контроль проходил через предоставление договоров, через акцепт какими-то службами платежа, золотую корону выдавали как-то тоже сложно, был всего один банк в городе и там давали не более какой-то суммы в день и нужно было стоять в очереди.
Ещё была огромная проблема с конвертацией. Клиенты нам платили в рублях, ткань мы покупали в долларах, а за работу швеям платили в узбекских сумах. При этом в каждое платье у нас была заложена небольшая наценка, что-то вроде 300 рублей, 120 р моя прибыль, 120 Танина и 60 р в резерв на непредвиденное. Остальная часть стоимости изделия состояла из просчитанной себестоимости - прямые и накладные затраты. По факту у Тани был такой кипишь во всех процессах, что она считать не успевала, курс доллара и сум прыгал и мы улетали в минуса.
Есть такой анекдот, который в точности отражал тот момент в бизнесе:
Заяц в лесу занялся бизнесом: покупает рубль за рубль двадцать. То есть ему дают рубль - а он платит рубль двадцать.
Весь лес стоит на ушах, очереди выстраиваются.
Лиса пришла на разведку:
- Я вот слышала, ты тут бизнесом занялся, как дела?
- Бизнес прет! Прибыль пока не считал, но обороты - бешеные!
Вот и у нас - некогда объяснять, пашем, потом посчитаем.
Итак, декабрь. Я в Дубай в отпуске, звоню Тане, уверенная, что у нас все более менее нормально. В моей реальности я планирую вывести свою часть прибыли, чтобы погасить ипотеку и выплатить деньги первому мужу за совместно нажитое.
«Тебя больше ничего не интересует? Я прокуратуре. И у нас ещё не отгружен октябрь»
Что происходило в той реальности, которую я упорно не хотела замечать и брать на себя ответственность, я описала в предыдущей части.
У нас были умные клиенты, которые объединившись, начали искать варианты, как действовать, и обнаружили, что отправленные золотой короной переводы (тогда для этого нужно было идти в банк, это был 2012-2013 год) можно отозвать. Честно, ничего не имею против, сама действовала бы также, если бы мне так поставщик морочил голову.
У Тани был полный бардак со всеми процессами, мы были зелёные и никакого опыта в бизнесе не имели, нам было по 24-25 лет. Она пыталась лавировать между производством, отправками, мной, поставками, банками, клиентами и прокуратурой. Конечно, это было невозможно, она просто тушила пожары. Отгрузки происходили по принципу - кто чаще из клиентов и громче проявляется - тех двигаем вперёд, отшиваем и отгружаем. Поганая тактика, согласна…
В итоге у нас случилась такая ситуация: была девушка-клиентка, у которой было три заказа на сумму 440 тысяч рублей, она очень переживала за свои деньги и, конечно, пыталась давить всеми способами. Мы ее отшили и отправили, но Таня не успела получить ее перевод. Клиентка, узнав от других пострадавших, что можно отозвать переводы - взяла и вернула себе деньги. Нам этот заказ по себестоимости обошёлся примерно в 400 тыс, то есть мы сразу залетели в убыток.
Еще была проблема - транспортные работали между странами плохо и постоянно теряли товар (ну или сотрудники воровали), и у нас образовалась куча проблем с грузами, которые мы отправили, но до клиентов они не доехали.
На самом деле к тому моменту я была в состоянии вялотекущей депрессии под нормотимиками и антидепрессантами, была достаточно спокойна и у меня был ресурс включиться в проблемы.
Мы составили план действий, нашли адвоката для прокуратуры, составили список заказов, отправили то, что можно было отправить, с остальными клиентами связывались, честно объяснили ситуацию - можем вернуть деньги или отшить, но отгрузка будет не ранее, чем тогда то (например, 15 февраля). Клиенты, к слову, адекватно реагировали, спасибо им за это, видимо мы дали понять, что мы просто дуры, а не мошенницы.
Примерно три месяца мы разгребали долги перед клиентами, дошивали заказы, потихоньку получали новые, так как нам не хватало денег в связи с кассовым разрывом. Долги перед клиентами были закрыты, мы были в нуле. За год мы не заработали ничего. Это уже был третий год нашего сотрудничества с Таней, у меня были другие бизнесы и мне хватало денег, а Таня все три года не зарабатывала ничего.
Летом я приняла решение полностью выйти из проекта, оставив Тане все, и дальше она работала уже без меня.
Мне не так важны были деньги, деньги для меня всегда были самым простым в жизни, мне важно было, что бы я верила в перспективу нашей совместной работы. Мне нравится шить платья, я готова этим заниматься бесплатно, но не в проекте, который выжигает все на своём пути, я хотела работать в истории, которая будет на всю жизнь.
Как только я вышла из партнёрства - пространство высвободилось и пришла новая возможность.
Я дружила с Варварой, она шила самые красивые свадебные платья в Томске, очень талантливая девочка. Ее восхищала моя деловитость, меня восхищала она как женщина - красивая, добрая, настоящий мастер своего дела с великолепным вкусом, очень открытая и тёплая душа.
Мы встретились, пили кофе и болтали. Все как тумане, в итоге мы доболтались до того, чтобы открыть свой бренд в партнёрстве друг с другом. Я отвечаю за маркетинг и продажи, инвестирую, она полностью занимается производством. Мне легко заниматься продажами, ей производством.
Вообще я считаю, что партнёрство - это сила. Зачем я буду тратить ресурс, чтобы разобраться в сложном (производство), если я могу потратить ресурс на то, чтобы делать простое (продажи)?
У меня были деньги, чтобы инвестировать в создание цеха и в оборотку, и мы очень быстро начали. Съездили в Новосибирск, в Логосе заказали оборудование, заказали мебель в цех, купили ткани на первую коллекцию, начали шить. У меня параллельно были эмоциональные качели, связанные с личной жизнью, и разваливающийся бизнес, опять же связанный с личной жизнью, где партнёр все забрал себе, обвинив меня во всех грехах, и мне очень тяжело было пережить это предательство.
Оборудование для швейного цеха приехало, мы сшили первую коллекцию, 20 летних платьев, но лето уже заканчивалось. Я была вообще не в ресурсе, с Варей мы обсудили, что надо сшить что-то ещё, потому что осень, а у нас новый бренд на 20 летних артикулов, и вряд ли на этом мы сможем сделать продажи. У Вари было много своей работы по свадебным платьям, в итоге ни у меня, ни у неё, не было энергии заниматься нашим совместным брендом и все сошло на нет...
Пикантный факт - Варвара стала третьей женой моего первого мужа, мы дружим с ней и сейчас, мы очень похожи и тепло друг к другу относимся.
Прошёл примерно год, я открыла салон красоты и параллельно у меня было ещё пару бизнесов, доллар сходил с ума, вырос с 35 рублей до 65, я окончательно смирилась с идеей не шить платья и работала в других бизнесах. Салон красоты первые месяцы был убыточным, в стране назревал кризис и мне было как-то не до реализации своих творческих амбиций. Параллельно работе я лечила депрессию и налаживала личную жизнь - как раз тогда я познакомилась со своим мужем.
Год был насыщенный, я продавала какие-то проекты, ребрендила старые, меняла команду, просто жила - мы ездили по странам, наслаждались личной жизнью.
Продолжение в следующем посте