Содержание статьи построено в ответах на вопросы по книге Г.С. Альтшуллера «Как стать гением»**.
Представляю Вам цели Ивана Павлова: в чём их новизна, как они были избраны и далее.
1. «Какова была избранная цель; менялась ли она в течение жизни?»:
Изначальная цель И.П. Павлова была «стать физиологом»***, позже она развивалась переходя на новые уровни.
- «Павлов смог внести большой вклад в науку, потому что он осознанно применял динамику целей, то есть он не останавливался на решении каких-то определённых задач, а всё время повышал уровень решаемых задач».
Источник: Иван Петрович Павлов - Жизненная стратегия // YouTube: https://youtu.be/YAu9totyukI (Дата обращения: 04.07.2022)
- «Эта мысль получила развитие в период исследований в области физиологии пищеварения, а завершение — в последние годы жизни, когда Павлов пошел непосредственно в нервную и психиатрическую клиники».
Источник: Розенталь И.С., Павлов, М.: «Государственное издательство медицинской литературы», 1963 г., с. 65
- «Будучи студентом четвертого курса, Иван под руководством Ф. Овсянникова исследовал нервы в легких лягушки. Затем совместно с однокурсником В. Великим под руководством Циона он выполнил первую научную работу о влиянии гортанных нервов на кровообращение.
[...]
Павлов охотно принял это предложение, потому что незадолго до этого было закрыто ветеринарное отделение Медико-хирургической академии и он лишился работы и возможности проводить опыты. Здесь молодой ученый работал до 1890 г., достиг выдающихся результатов в области изучения физиологии кровообращения и пищеварения, принимал участие в разработке некоторых актуальных вопросов фармакологии.
[...]
Он сумел заложить крепкий фундамент своих будущих исследований физиологии пищеварения: обнаружил нервы, регулирующие секреторную деятельность поджелудочной железы, и поставил свой ставший классическим опыт с мнимым кормлением собак.
[...]
Когда всем казалось, что ученый уже достиг самой вершины, он вдруг сделал крутой поворот от изучения пищеварения к психике. Его увещевали: не поздно ли в пятьдесят три года браться за новую проблему, но Павлов был непреклонен и переключил всех сотрудников на исследование нервной системы. Он «полез в собачью душу», потому что «психическое» слюноотделение мешало чистоте опытов. Ученый понимал, что психика не исчерпывается низшими безусловными рефлексами.
[...]
Осуществилась и давняя мечта Павлова об органической связи между теорией и практикой: при институтах были образованы клиники нервных и психических заболеваний».
Источник: Очкурова О.Ю., Геннадий Щербак, Татьяна Иовлева, 50 гениев, которые изменили мир, // [Электронная версия книги], Litres: https://www.litres.ru/gennadiy-scherbak/50-geniev-kotorye-izmenili-mir/ (Дата обращения: 05.07.2022)
2. «Опишите прототип, то есть что было известным и общепринятым до постановки цели; в чем была новизна, непривычность поставленной цели?»
Общепринятое до И.П. Павлова
До Павлова считалось, что «сознанием и мышлением» человека могут заниматься лишь психологи, а большинство физиологов утверждало, что это не их область. Павлов решил взяться за исследования, но нужно «было всё начинать сначала»****
- « — Сколько тысячелетий, — оправдывался Павлов, — человечество разрабатывает факты душевной жизни человека! Занимаются этим не только специалисты-психологи, но и литература, искусство, изображающие механизм душевной жизни людей. Миллионы страниц заняты изображением внутреннего мира человека, а результатов — законов душевной жизни человека — мы до сих пор не имеем...»
Источник: Поповский А.Д., Павлов, Изд.: «Молодая гвардия», 1946 г., с. 99.
- «До Павлова некоторые физиологи, главным образом в Германии, занимались отдельными вопросами физиологии головного мозга и получили ряд, хотя и разрозненных, но ценных фактов. За отсутствием специфического метода такого рода исследования не могли дать эффективных результатов».
Источник: Розенталь И.С., Павлов, М.: «Государственное издательство медицинской литературы», 1963 г., с. 133
- «Ученые верили, что пища механически действует на железы, призывая их к сокоотделению. Сам процесс выделения желчного и кишечного сока вовсе не находил себе объяснений. Неизученными также оставались механика передвижения пищи в кишечнике и степень участия различных отделов его в усвоении продуктов питания».
Источник: Поповский А.Д., Павлов, Изд.: «Молодая гвардия», 1946 г., с. 42.
«Из работ по кровообращению отметить диссертацию на степень доктора медицины особенно следует сердца», «Центробежные нервы защищенную 1883 году. До Павлова были известны два сердечных нерва - ускоряющий работу сердца и замедляющий ее. Павлов открыл функцию еще двух сердечных нервных веточек усиливающей и ослабляющей деятельность сердца».
Источник: Розенталь И.С., Павлов, М.: «Государственное издательство медицинской литературы», 1963 г., с. 43
Новизна цели
- «Он «полез в собачью душу», потому что «психическое» слюноотделение мешало чистоте опытов. Ученый понимал, что психика не исчерпывается низшими безусловными рефлексами».
Очкурова О.Ю.,Геннадий Щербак, Татьяна Иовлева, 50 гениев, которые изменили мир, // [Электронная версия книги], Litres: https://www.litres.ru/gennadiy-scherbak/50-geniev-kotorye-izmenili-mir/ (Дата обращения: 05.07.2022)
- «Любопытная идея — сделать животное ходячим экспериментом. Верная мысль, во всех отношениях здоровая, но нет ли здесь влияния так называемого «слепого инстинкта»? Нашим слабостям впору рядиться по-всякому. Известно, что, вступая на путь физиологии, молодой человек дал себе слово «не причинять животным излишних страданий».
Было ли это идеей молодого физиолога или проявлением его давней слабости, но, вернувшись в Россию, он занялся хирургией, настоящей человеческой хирургией, наркозом и всяческой терапией, чтобы все это применять к собакам»
Источник: Поповский А.Д., Павлов, Изд.: «Молодая гвардия», 1946 г., с. 27-28.
- «В высокой степени проявилось новаторство Павлова в смертельной до него операции перерезки обоих блуждающих нервов у собак, которую производили для исследования доказательства роли этих нервов в секреторной деятельности желудка. Кроме того, Павловым был установлен особый уход за такими собаками, что позволило продлить их жизнь почти до 2 лет».
Источник: Розенталь И.С., Павлов, М.: «Государственное издательство медицинской литературы», 1963 г., с. 57
3. «Почему выбранную творческой личностью цель следует считать достойной?»
- «…Павлов с введением нового метода условных рефлексов впервые в истории человечества исследовал деятельность коры мозга планомерно, длительно, углубленно, разносторонне и объективно на основе большого экспериментального материала».
Источник: Розенталь И.С., Павлов, М.: «Государственное издательство медицинской литературы», 1963 г., с. 133
- «Лауреат Нобелевской премии по медицине и физиологии 1904 года: «За работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса»».
Источник: Павлов Иван Петрович // VIKENT.RU: https://vikent.ru/author/90/ (Дата обращения: 05.07.2022)
- «Он создал заново ряд глав современной физиологии, новое направление экспериментальной терапии, он страстно боролся за объективные методы исследования в одной из труднейших областей знания — психологии. Ему принадлежит величайшая заслуга создания крупнейшей в мире физиологической школы, не имеющей равной себе по творческой зарядке и величине».
Источник: Х. С. Коштоянц, Наука и жизнь, И.П. Павлов и его учение // url: https://www.nkj.ru/archive/articles/31937/?ysclid=l59qkr2qpf393600495
4. «Как была избрана цель (обстоятельства выбора цели)?»
На Ивана Петровича повлияли в своё время труды «передовых людей» России второй половины XIX века. А также книги английского писателя Дж. Льюиса.
- «Из статьи «Прогресс в мире животных и растений» он узнал об учении Дарвина, об отнюдь не божественном происхождении человека. Д. И. Писарев убеждал, что наука должна стать «насущным хлебом каждого здорового человека».
В журнале «Современник» печатался роман другого автора Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Одна из статей Д. И. Писарева была посвящена «новым людям», описанным Н. Г. Чернышевским. Она так и называлась «Новый тип». А сам Н. Г. Чернышевский тоже, как выяснилось, сидел в Петропавловке.
Все это было странно и непонятно. В семинарии твердили про бога, бессмертную душу, загробную жизнь, про послушание и смирение. А в миру происходило что-то другое. Умные передовые люди призывали не к слепой вере, а к изучению важнейших жизненных проблем, к борьбе с косностью, благодушием, рутиной. И путь к этому они видели в естественных науках, призванных описать нам самих себя и наше место в природе и обществе. Количество вольнодумных статей все множилось. Один из авторов А. И. Герцен вынужден был даже покинуть Россию и основать «Вольную русскую типографию» в Лондоне.
В «Медицинском вестнике» появилась статья известного ученого И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». «Вам, конечно, случалось, любезный читатель, присутствовать на спорах о сущности души и ее зависимости говорилось в ней. Войдемте же, любезный от тела, читатель, в мир явлений, который родится из деятельности головного мозга».
Можно ли было не последовать этому приглашению?»
Источник: Сапарина Е., Последняя тайна жизни. Этюды о творчестве, М.: «Молодая гвардия», 1986 г., с. 17.
- «После увлекательной монографии отца русской физиологии И. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и популярной книги английского ученого Дж. Льюиса «Физиология обыденной жизни» Павлов «заболел рефлексами», стал мечтать о научной деятельности».
Очкурова О.Ю.,Геннадий Щербак, Татьяна Иовлева, 50 гениев, которые изменили мир, // [Электронная версия книги], Litres: https://www.litres.ru/gennadiy-scherbak/50-geniev-kotorye-izmenili-mir/ (Дата обращения: 05.07.2022)
- «Под влиянием литературы шестидесятых годов, в особенности Писарева, наши умственные интересы обратились в сторону естествознания, и многие из нас — в числе этих и я — решили изучать в университете естественные науки.
В 1870 г. я поступил в число студентов Петербургского университета на естественное отделение физико-математического факультета. Это было время блестящего состояния факультета. Мы имели ряд профессоров с огромным научным авторитетом и с выдающимся лекторским талантом. Я избрал главною специальностью физиологию животных и добавочной — химию».
Источник: Павлов И.П., PRO ET CONTRA, СПб.: «Издательство Русского христианского гуманитарного института», 1999 г., с. 11.
- «Таким образом, определить выбор жизни в науке И. П. Павлову помогли несколько обстоятельств.
1. Первый учитель Ивана Павлова и его братьев был отец ранее учитель древних языков в Духовном училище - державший обстоятельную библиотеку дома и приучивший их к общению с книгой и самостоятельному мышлению.
2. Павлов жил в Рязани, заметном культурном центре России. Здесь в библиотеке были самые передовые для того времени книги и журналы, пробуждавшие интерес к естествознанию и физиологии как к науке будущего особого социального значения.
3. В РДС еще с конца XVIII в. существовала практика ухода ее учащихся из церковной среды для получения высшего светского образования, университетского или академического медико-хирургического.
4. В 1860 г., когда Иван Павлов учился в РДС, власти в России разрешили научно-популярные публичные лекции, и это было время распространения позитивизма и веры в естественнонаучные знания как гаранта решения проблем общества.
5. В семинарские годы И. Павлова в Рязани жил бывший профессор физики и математики СПбДА Д. И. Ростиславов, выдающийся деятель просвещения, читавший публичные лекции по естествознанию для семинаристов и светских жителей Рязани, которые посещал И. Павлов. Лектор убеждал слушателей в более достоверном знании науки о природе в целом и происхождении Земли, в частности, по сравнению со сведениями Священного Писания. Он также знакомил с некоторыми методами подлинно научного познания природы естествознания, отличая их от бесплодной натурфилософии.
6. Несомненно его влияние на выбор многими семинаристами в Рязани, в том числе и Иваном Павловым, естественнонаучного высшего образования, и именно в Петербурге. Причем Павлов выбрал не более традиционный для рязанских семинаристов путь в медицину через ИМХА, но именно судьбу исследователя первоначальным образованием на естественном отделении физико-математического факультета в Императорском Санкт-Петербургском университете».
Источник: сост. Ю.А. Виноградов, Ю.П. Голикова и Т.И. Грекова, И.П. Павлов: достоверность и полнота биографии, СПб.: «Росток», с. 23
5. «Какова была концепция достижения поставленной цели; в чем была ее новизна?»
- «Я не отрицаю старых методов изучения деятельности мозга, продолжал ученый, ни раздражением его электричеством, ни удалением части его. Но если я хочу изучать мозг на животном, бодром, жизнерадостном и здоровом, то позволю себе утверждать, что никакие иные методы не идут в сравнение с методом слюнных рефлексов!».
Источник: Поповский А.Д., Павлов, Изд.: «Молодая гвардия», 1946 г., с. 71.
- «С тех пор, как он побывал в лаборатории Людвига, этого искуснейшего исследователя нервной регуляции сердечно-сосудистой системы, и в лаборатории известного Гейденгайна, знатока нервных влияний на пищеварительный тракт, - ему всюду мерещатся:нервные механизмы. Он вбил себе в голову искать участие нервов там, где спокон века никто их не видел, и не тех, которые всем уже известны, а других со специальными функциями. Опять-таки не потому, что ему виделась новая система, управляемая нервными импульсами. Павлов никогда не задавался великими целями, они сами приходили к нему. В памяти у него крепко сидело учение Сеченова о машинности мозга, о решающей роли нервной деятельности, и он был склонен всюду ее искать».
Источник: Поповский А.Д., Павлов, Изд.: «Молодая гвардия», 1946 г., с. 24.
КОНЕЦ СТАТЬИ
+++++
Сноски
*Фото автора Joyston Judah: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/933054/
**Альтшуллер Г.С., Верткин И.М., Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности, Мн.: «Беларусь», 1994 г.
***Цитируется по Источник: Поповский А.Д., Павлов, Изд.: «Молодая гвардия», 1946 г., с. 21.
****«Неожиданно для всех он делает крутой поворот от пищеварения к психике. Мало того что здесь надо все начинать сначала».
+++
Список литературы:
1. Сапарина Е., Последняя тайна жизни. Этюды о творчестве, М.: «Молодая гвардия», 1986 г.,
2. Поповский А.Д., Павлов, Изд.: «Молодая гвардия», 1946 г.,
3. сост. Ю.А. Виноградов, Ю.П. Голикова и Т.И. Грекова, И.П. Павлов: достоверность и полнота биографии, СПб.: «Росток»,
4. Розенталь И.С., Павлов, М.: «Государственное издательство медицинской литературы», 1963 г., с. 133
5. Павлов И.П., PRO ET CONTRA, СПб.: «Издательство Русского христианского гуманитарного института», 1999 г.,
6. Иван Петрович Павлов - Жизненная стратегия // YouTube: https://youtu.be/YAu9totyukI (Дата обращения: 04.07.2022)
7. Очкурова О.Ю.,Геннадий Щербак, Татьяна Иовлева, 50 гениев, которые изменили мир, // [Электронная версия книги], Litres: https://www.litres.ru/gennadiy-scherbak/50-geniev-kotorye-izmenili-mir/ (Дата обращения: 05.07.2022)
8. Павлов Иван Петрович // VIKENT.RU: https://vikent.ru/author/90/ (Дата обращения: 05.07.2022)
Изображения в статье
Фото автора Tim Mossholder: Pexels: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/1154739/
Автор фото с Pexels: burak kostak: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/68917/
Фото автора Magda Ehlers: Pexels: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/1329328/
Автор фото с Pexels: Just Another Photography Dude: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/68725/