В одном из своих писем из-за границы писатель Иван Тургенев отметил интересную особенность, которая касалась русских туристов. Речь шла о горькой, едкой, но при этом усердно скрываемой скуке, которая преследовала большую часть путешественников из России. Иван Сергеевич даже с иронией называл этот феномен «новооткрытая болезнь заграничной скуки русских». Писателю, имевшему богатый опыт жизни и на Родине, и в Европе, кончено, было с чем сравнивать.
Многие не верили Тургеневу, что русские, мол, скучают по дому заграницей. Не может быть?! Ведь они всегда туда так рвутся, так спешат, так кичатся, столько судачат о ней по возвращению. А, нет! Всё рвано там сидят и тоскуют по русским берёзкам. Но Тургенев нашёл свой ответ на этот странный и противоречивый феномен.
Во-первых, русские, путешествуя по чужим краям, в сущности, мало знакомятся с новой обстановкой. Например, они видят город, сооружения, лица людей, одежды, горы, реки, но живого, участливого соприкосновения с коренным народом при этом не происходит. Они предпочитают не вступать в диалог с иностранцами, а «вариться» в своём русском кругу и быте, окружённые средой привезённых слуг, наемных карет, ослов и провожатых. «Из этого замкнутого круга наши путешественники, от врождённой робости, от гордости ли, от неуменья ли сближаться с людьми или от лени, почти никогда не выходят».
Остаётся, как пишет Тургенев, только любоваться искусством и природой. Вот как раз именно природа действует на русскую душу по-особому. Одни только водопады, горы и завораживающие пейзажи вполне могут удовлетворить потребность в новых впечатлениях. Углубляться подробно в быт и нравы чужого народа русские туристы не спешат. Сам Тургенев считал это большой ошибкой, хотя признавал, что знакомиться с новой культурой - это нелегкая духовная работа.
Поэтому русские туристы приезжают заграницу скорее за отдыхом и приятными забавами, чем за культурным образованием. И в этом есть свой резон. Иностранцы смотрят на угрюмых русских с подозрением, а русские, как сказал некогда Пушкин - «ленивы и нелюбопытны». Сейчас, конечно, нравы поменялись, но интересно понять что об этом думали в XIX веке.