«На велосипеде меня удерживают не гоночные рекорды, а ощущение счастья», — признавался велогонщик Лэнс Армстронг.
Наверное, спортсмен говорил о скорости. Но обычному человеку велосипед дает возможность ощутить воздух, напоенный ароматами трав и сосен, любоваться цветами, останавливаться в любом месте, чтобы заснять блестящего жука или посмотреть, как сверкает на солнце река… Поэтому для знакомства с достопримечательностями Смолевичского района мы выбрали велосипед. А первым местом стал агрогородок Алесино.
Окрестности Алесино хранят память о Манюшко, Ваньковичах и не только. Местную природу описал в трилогии «На ростанях» Якуб Колас, который работал учителем в соседней деревне. Но обо всем по порядку.
Километры красоты
Итак, из северо-западного микрорайона города-спутника Смолевичи мы выезжаем в 14:00. Навигатор обещает нам преодоление 16 километров за 1 час и 10 минут… Итак, двигаемся по Белореченской в сторону Комсомольской. Пока не все велодорожки в Смолевичах такие, как в новом микрорайоне, где чувствуешь себя королем дорог. В основном это узкий тротуар, который надо делить с прохожими. Но зато практически везде есть удобные съезды и не надо спешиваться, чтобы поберечь резину. В конце Первомайской нас ждет небольшое кольцо, и навигатор предлагает свернуть в третий съезд. Оказываемся на дороге Р59. Здесь уже ехать приходится по краю проезжей части или по обочине. Чаще последнее. Места на Смолевиччине холмистые: то поднимаешься в гору, то несешься вниз на всех скоростях (привет Лессу Армстронгу). Ощущения непередаваемые. Периодически останавливаемся, чтобы заснять местные красоты. У Черницкого водохранилища заметили большой валун и сухое дерево рядом — как тут не спешиться.
За деревней Черница нас ждет более удобный участок дороги и ехать можно уже по краю проезжей части. Внизу московская трасса, а по бокам дороги смешанный лес. Музыку даже не включаем — достаточно пения птиц. Машин в будний день совсем немного, велосипедистов нет вообще. Впереди еще 8 километров, едем довольно бодро, но иногда останавливаемся, чтобы запечатлеть красоты и сделать глоток воды.
Жутко хочется мороженого. Едем дальше, и примерно через 4 км за Черницей встречаем деревню с забавным названием Заказинец. За ней навигатор нас уводит на дорогу Н9564. Мороженого хочется еще сильнее, но мы держимся и двигаемся дальше.
Вдруг впереди — зеленая арка из раскидистых ив… Вот оно, Алесино! И место, возле которого может смело делать селфи каждая Алеся.
Мы приближаемся к двум симметричным прудам, в которых как в зеркале отражаются ухоженные деревья.
А впереди на нас уже смотрят древние каменно-кирпичные здания. Ну, здравствуй, край Манюшко и Ваньковичей, воспетый Коласом!
Сюда мы добирались 2 часа 10 минут — на час больше, чем обещал навигатор. Но это только из-за любви к прекрасному.
Рядом с одним из прудов нельзя не заметить огромные каменные плиты посреди аккуратно постриженного газона. И именно с них мы и начнем историческую часть нашей поездки.
С Ротковщиной в сердце
Камни эти не местные. Привезли их с кладбища деревни Ротковщина. Самой деревни не существует с 1944 года. Во время войны ее дважды жгли. Впервые в 1943 году — бомбили с воздуха, тогда сгорела часть домов. В 1944 году деревню уничтожили полностью. Но жители спаслись в соседней деревне — до начала боя их успели предупредить партизаны. Здесь земля горела… На памятном знаке, установленном на месте боев, надпись: «4-5 июля 1944 года стояли насмерть воины 2-го Белорусского фронта 33 армии 873-го истребительного противотанкового артиллерийского полка. Враг не прошел…»
Жители спаслись, а вот их дома сгорели полностью. Деревня так и не возродилась, но кладбище посреди полей осталось. На нем среди вековых деревьев можно обнаружить руины старой часовни-усыпальницы рода Манюшко, где покоится прах Чеслава и Альжбэты Манюшко — родителей всемирно известного композитора, нашего земляка Станислава Манюшко (1819-1872). С этого кладбища в Алесино перевезли памятник Доминику, благодаря которому о Ротковщине говорили в Европе и Российской Империи. Он приходился братом Чеславу, а будущему музыкальному гению — дядей. Надпись на втором камне, который раньше стоял у въезда в Ротковщину, сообщает о том, что в поместье была агрономическая школа. Ей посвятил жизнь незаурядный человек Доминик Манюшко.
Он родился в 1788 году в Смиловичах, в семье Евы и Станислава Манюшко (именно в честь деда позднее был назван знаменитый композитор). Доминик получил юридическое образование в Вильнюсском университете.
Во время войны 1812 года сражался на стороне Наполеона, а через 4 года после поражения французов вернулся на родину. От отца он унаследовал Ротковщину. Доминик, хоть и любил красавицу-дочь соседей, не женился. Он в буквальном смысле слова решил посвятить всю свою жизнь преобразованию жизни крестьян. И начал с того, что, оставив себе небольшой участок земли, все остальное раздал подданным. Телесные наказания, чтобы не унижать человеческое достоинство, заменил денежным штрафом и отработкой. Правда, крестьяне платили чинш, но средства от него шли, говоря современным языком, на социальную инфраструктуру. Были здесь аптека и больница, грамотно разбитые сады и плантации с лекарственными растениями. В Ротковщине Доминик основал школу для мальчиков, которых обучали по Ланкастерской системе, а в Потичево была школа для девочек, которых учили по методу Песталоцци. В школе наряду с физикой, химией, биологией, арифметикой крестьянских детей обучали гимнастике, преподавали им сельскохозяйственное дело, пчеловодство, столярное мастерство. Манюшко сам преподавал детям и очень строго подходил к подбору других педагогов. Особо успешные выпускники оставались работать в школе учителями. Учебное заведение было прогрессивным и успешным. Перенимать опыт сюда приезжал граф Сергей Строганов, который в вопросе образования крестьян был единомышленником Доминика Манюшки. Вернувшись в Москву, он в самых лучших словах описал этот опыт царю Николаю и принялся за воплощение своей собственной идеи. Так возникло знаменитое Строгановское училище, первыми учениками которого были дети крепостных и разночинцев. Под названием Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова оно существует и по сей день. А вот Агрономическая школа Доминика Манюшко прожила только 15 лет. Это предприятие требовало больших вложений, которых у него не было, ведь земля было роздана крестьянам… Школа для девочек в Потичево, благодаря поддержке Игнатия Манюшко, родного брата Доминика, просуществовала до 1853 года. Вынужденный заложить имение, Доминик Манюшко уехал жить в Минск. Там в 1848 году он умер от холеры.
Имение в Ротковщине перешло брату Доминика Чеславу, отцу композитора Станислава Манюшко. В память о былом он поставил в имении знак с надписью о том, что здесь существовала Агрономическая школа. Сейчас этот камень лежит на берегу пруда в Алесино. После смерти отца Ротковщину унаследовал сам музыкальный гений, который в летнее время приезжал сюда с семьей из Варшавы. Но после смерти Станислава его супруга Ротковщину продала.
Историки ведут споры, следовало ли переносить камни из Ротковщины в соседнюю деревню. Конечно, если бы территория бывшего имения была хоть сколько-нибудь обустроена и выглядела как туристический объект, об этом бы никто и не думал. Но пока это знаковое для белорусов место, где похоронены родители прославленного композитора, известно единицам. Поэтому, наверное, на сегодняшний день то, что мемориальные камни находятся в ухоженном и очень живописном месте, это выход. Будем надеяться, что временный. Другое дело, что здесь очень не хватает памятной таблицы, которая бы объясняла, почему на камнях в Алесино нанесено название другого населенного пункта и кто эти люди, о которых говорят надписи.
Почему Алесино?
В центре агрогородка сразу 3 магазина, потому выбор мороженого был отличный. Добыв вожделенный рожок, разговорились с молодой девушкой.
— Что это за здания такие красивые? — спрашиваем, указывая на строения.
— Не знаю, что-то историческое, — услышали в ответ.
Гуляя по деревне, спросили женщин постарше, они ответили:
— Эти здания очень старые, их задолго до нас построили, еще при пане. Это был спиртзавод. А озера были технические, для нужд завода.
— А кому принадлежал завод?
— Вот этого мы вам не скажем, не знаем.
— А говорят, тут у вас Якуб Колас работал. Правда это?
— Не знаем. Что-то такое слышали. А здесь или нет, точно не скажем.
Зато местные женщины нам рассказали легенду про название населенного пункта:
«Гэта ўсё праз мужыка выйшла. У адным з гэтых азёр утапілася дачка мясцовага пана Алеся. Яна простага пакахала, а бацька замуж не пусціў. Вось яна і ўтапілася. Потым бацька шкадаваў і назваў гэта месца Алесіна».
Интересно, что в книге «Памяць» мы нашли другую версию происхождения названия — мужскую, записанную со слов местного жителя Александра Климковича.
«Калісьці тут было панскае памесце, а ў пана жыла вельмі прыгожая дачка Алеся. Многія хлопцы на яе заглядаліся, шмат жаніхоў сваталася да яе. Але яна ні на кога не звяртала ўвагі. Неяк зімой яна цяжка захварэла і хутка памерла. Бацька цяжка перажываў смерць дачкі і назваў гэта месца Алесіна».
Завод, архив и старые липы
Возможно, название Алесино это место получило по имени Александра Манюшко: одного из 6 сыновей Станислава Манюшко-старшего, которого могли называть Алесем. Ему и перешли эти земли. Позднее он их отдал в приданое своей дочери Павлине, которая вышла замуж за Леона Ваньковича. Их небольшая усадьба, построенная из дуба, находилась в соседних Шипянах — это совсем рядом с Алесино, стоит только повернуть направо за живописными прудами и проехать вперед около километра. В этой усадьбе хранилась богатая библиотека и весь архив Доминика Манюшко по агрономической школе. Имение Паулины и Леона унаследовал один из их сыновей Павел, а затем его сын Витольд Ванькович. Он учился в Кракове, затем в Оксфорде, а потом вернулся в Шипяны. До прихода большевиков он успел эмигрировать.
В настоящее время от усадьбы почти ничего не осталось — среди частично сохранившегося векового парка можно встретить фундаменты старых построек — во время войны все было разрушено. Правда, можно увидеть отреставрированные и приспособленные для современных нужд здания конюшни и сыроварни.
Зато в центре Алесино сохранилась липовая аллея, зеленой аркой обрамляющая улицу Школьную.
Почему в Алесино школа Верхменская
В 1906 году в народное училище деревни Верхмень, расположенной примерно за километр от Алесино, из-под Пинска в порядке наказания за политическую пропаганду среди крестьян, перевели молодого учителя Константина Мицкевича, будущего классика белорусской литературы Якуба Коласа. Но хотя ему и было вынесено серьезное предупреждение, в Верхмене он продолжал вести активную политическую деятельность и даже участвовал в нелегальном учительском съезде, за что через полгода был уволен из Верхменского училища. Об этом он пишет в знаменитой трилогии «На ростанях», одна из частей которой называется «Верхань» (имеется ввиду Верхмень).
Когда маленькую школу в Верхмене закрыли, за новой, построенной в Алесино, сохранили название «Верхменская». Она носит имя Героя Советского Союза Виктора Тумара. На школе есть табличка, свидетельствующая о том, что здесь работал Якуб Колас. В 1969 году тут создали музей писателя, где постарались воссоздать интерьер класса в сельской хате, где проходили занятия. А еще во время экскурсий пространство музея превращается в театр, а школьники — в артистов, которые инсценируют отрывки из произведений классика.
Один из уникальных экспонатов — гипсовая скульптура Якуба Коласа, — которую передал музею скульптор Cергей Селиханов.
Об этом рассказала библиотекарь Татьяна Ржеутская. Нам повезло: несмотря на вечернее время, сельская библиотека в здании школы еще работала. Татьяна Романовна живет в Алесино более 30 лет, очень любит эти места и с удовольствием собирает исторические сведения и водит на экскурсии школьников — чтобы знали и помнили.
Библиотекарь рассказала нам, что примерно в трех километрах от Верхменя находится живописное урочище Тумель с благоустроенным родником и купальней. Туда и отправились.
Верхмень и Тумель
«Мінуўшы панскі двор са старасвецкім паркам, з бужынінамі, пачарнелымі ўжо ад часу, дарога апошні раз спусцілася з горкі ў шырокую раўчавіну, заросшую дробным алешнікам, прабегла цераз масток — тут цякла невялікая рачулка — ды зноў пашыбавала ўгору на процілеглы бераг раўчавіны. Тут, на высокай і даволі прасторнай пляцоўцы, і знайшло сабе ціхі прытулак сяло Верхань», — так описывал деревню, немного изменив ее название, в трилогии «На ростанях» Колас. Лучше и не скажешь, тем более, что ландшафт за эти годы не изменился.
В Верхмене самые разные дома, но большинство новых хозяев оставили их самобытными, деревянными. В основном здесь живут дачники, много авто со столичными номерами, попадались и номерные знаки РФ. Очень атмосферное мето. Деревянные колодцы, лавочки у заборов. А мы едем дальше, к роднику.
Дороги здесь хорошие, ехать очень удобно. Название Тумельскому роднику дал находившийся неподалеку хутор Тумель, где когда-то была водяная мельница. Хутора и мельницы уже нет, а родник с чистой и вкусной водой живет. Говорят, эта вода обогащена ионами серебра и фтором.
Тумель — отличное место для отдыха. Здесь и беседки, и купель, есть где побегать детям.
Урочище Тумель — последняя точка нашего путешествия, пора закругляться. На прогулку по местным достопримечательностям ушло три часа, но мы нисколько не пожалели. В такие атмосферные места хочется возвращаться. Кстати, на обратную дорогу от знака «Алесино» до северо-западного микрорайона Смолевичей у нас ушел 1 час 10 минут — вот что значит ехать по знакомой дороге.
Такое велопутешествие годится для взрослых, для взрослого с подростком 14+, но с детьми помладше ехать лучше на автомобиле, все-таки катание по загородным дорогам имеет свою специфику.
По насыщенности историческими достопримечательностями этот маршрут можно оценить на 10 баллов, по качеству дороги, учитывая немноголюдность, и настоящую ароматерапию, твердое 7. Нет, пусть будет 8.
«Именно езда на велосипеде — это то, с помощью чего вы изучите контуры страны лучше, когда вы поднимаетесь на склоны холмов и спускаетесь с них. Вы помните, какие они на самом деле, в то время как на автомобиле вас впечатляет только высота холма, и у вас остаются не такие точные воспоминания о стране, какие вы получаете, объехав ее на велосипеде», — писал Эрнест Хемингуэй и был прав. Путешествуйте с нами, и вы тоже в этом убедитесь.
Автор: Анна Галковская