В 1913-м году Россия была первой в мире в части речного пароходства, часть из которого, что не мудрено, приходилась на реку Лена, паровое судоходство на которой началось в середине 1880-х годов, а первое почтово-пассажирское пароходное общество было создано в 1894-м.
В момент своего расцвета ленское пароходство обеспечивало два еженедельных рейса из Усть-Кута до Якутска. Добраться до Якутска вниз по течению можно было за 11 суток, а назад на 5 суток больше. Это равно скорости движения нашего катера, на котором мы проследовали и до Якутска, и дальше - до Быковского, залива Неелова и Тикси.
Я продолжаю нарушать хронологию событий, рассказывая вам не просто о маршруте нашего "Ленского похода" на катере Амур, организованного известным бийским производителем запчастей для автомобилей УАЗ - заводом СТО22-Бийск, вдохновленным идеями Хасана Карагужина, а перепрыгивая с темы на тему, с места на место, чтобы повествование было интереснее и запутаннее.
Я еще вернусь чуть-чуть назад - до Усть-Кута позже, но именно Усть-Кут стал некоей отправной точкой основной части маршрута. Здесь мы сделали первую остановку, здесь мы встретились с капитаном одного из судов, предоставившего нам настоящую лоцию реки Лена, отсюда же начинается "большое судоходство" по реке, наполненное встречным и попутным транспортом, а также имеющее средства для ночной навигации, про которые я тоже расскажу отдельно.
Советская власть пришла на Лену в 1920-м году. До этого момента был полный бардак, а по рассказам очевидцев, флаг на судах речного флота мог меняться несколько раз за одно плавание. То "белые", то "красные" захватывали пункты пополнения запасов дров на берегах реки, а вместе с ними и власть на кораблях. При этом не трогали команду, потому что ни те, ни другие не понимали ничего в судоходстве и, тем более, не знали фарватера реки.
К слову сказать, фарватер Лены не просто сложный, а коварный. Высокая вода скрывает острова, превращающиеся в отмели, а при низкой воде во многих местах появляются естественные отмели. Даже мы, при своей довольно малой осадке периодически садились на мель или ошибались с выбором фарватера. Я вообще припас для вас жуткий рассказ про одну из моих ночных вахт и то, как я в порыве обращался к Духу Реки.
Лена была и транспортной магистралью во время войны для доставки товаров по ленд-лизу. Это я тоже расскажу в отдельной публикации. К моменту начала войны на Лене ходило 180 пароходов и теплоходов, и 430 различных барж. Не удивительно, что в те годы СССР также был первым в мире в части речного судоходства, но все это внезапно кончилось вместе с развалом Союза. И началась чехарда, которой не было даже в смутные времена после революции 1917-го года.
Смешно и грустно, что сейчас - в 22-м веке, река Лена остается важной транспортной магистралью и летом, и зимой, но сейчас - когда есть все возможности, нельзя добраться, например, по этому самому маршруту от Усть-Кута до Якутска по воде. Банально, но транспортное сообщение по реке "разорвано" и "поделено" между разными владельцами, которые не находят общего языка, чтобы обеспечить нормальное судоходное сообщение без неудобных и довольно далеких пересадок.
При этом по реке Лена ходят быстроходные катера на подводных крыльях, которые в летнее время намного удобнее и эффективнее авиасообщения и железнодорожного транспорта. Разве что маршруты их движения ограничены политическими и экономическими взглядами их собственников. И тем менее удивительным выглядит то, что лучше всего на реке чувствуют себя корпоративные суда, таскающие по реке тысячи тонн техники и материалов для месторождений и инфраструктуры.
Что же до пассажирского сообщения, то оно становится все менее востребованным в промежутках между крупными населенными пунктами. Мы видели много деревень, но часть из них представляет уже довольно печальное зрелище. А часть официально вообще больше не существует - так оказалось проще списать "ненужные активы"...
Подписывайтесь на мой канал и оставляйте ваши лайки. Впереди еще много рассказов и фотографий про наше путешествие по реке Лена. Все публикации из путешествия можно найти в специальной подборке, которая будет пополняться, а документальный фильм будет опубликован на моем канале и канале СТО22-Бийск.
#ленскийпоход #путешествия #реки #туризм #сибирь