Знакомы ли Вам эти рисунки и сказки ?
Несомненно, каждый из Вас узнал сказку или иллюстрацию, ведь большинству из нас в детстве читали их.
И как бы странно это не было, но сегодняшняя статья начнётся с просьбы к Вам. Ведь то, о чем пойдет дальше речь, вызывает у меня и моих родственников, нетерпимую горесть и боль. Именно поэтому я прошу помочь распространить эту статью, ведь надеяться мне не на кого, кроме Вас.
А дело всё в правде …
Образ любви птиц в жизни Сутеева Владимира Григорьевича появился задолго до любви цыплёнка и утёнка...
Мне хочется поведать Вам историю о которой, некоторые люди предпочитают забыть или сделать вид будто любви в жизни Сутеева В.Г. не было до встречи с Таранович Т.А.. «Неудобная» правда по причинам не ведомым мне, скрывается, а где-то и вовсе искажается до неузнаваемости. Сколько раз (мой дедушка) Владимр Владимирович Сутеев с содроганием ждал выхода новой газеты в надежде, что имя его матери Валентины Александровны Сутеевой не будет очернено людьми, которые и вовсе её не знали, смеющие вычеркнуть её и её ребёнка из жизни Детского писателя. К сожалению, мой дед (сын В.Г. Сутеева) не дожил, до дня выхода этой статьи. Но это не умоляет важности этой статьи для его потомков. Сколько я писал и просил изменить статьи, в которых было написанно вышеуказанное, но столкнулся с безразличием… И вот некоторые из тех, кто закрывал глаза на Наши обращения.
А почему Наши? да потому, что «лживая правда» истории нашей семьи касается не только потомков В. Г. Сутеева, но и потомков Валентины Александровны Сутеевой у которой был и второй ребёнок рождённый в браке с Карповым Александром Николаевичем (ныне Домбровская Людмила Александровна (моя Бабушка) и Сестра моего дедушки по матери.
И кому как не Нам, потомкам, беспокоится о том, что имя нашего предка Сутеевой Валентины Александровны так запросто очерняется людьми, которые её не знали!
Вам не составит труда убедиться в этом, ведь в каждой новой статье, выложенной на просторах всемирной паутины интернета Вы прочтёте, что первая жена его не дождалась с войны или же о его разводе после войны и ни слова о любви к первой супруге. Хотя трудно поверить, что в то время были такие браки. Да и сама мысль о том, что такой человек, как Сутеев В.Г. мог жениться не по любви воспринимается, как глупость. И плодом их любви стал совместный ребёнок. Хотя, если поверить некоторым статьям, то меня тоже не существует… (так как, исходя из слов некоторых писак, детей у Владимира Григорьевича не было…)
А теперь давайте по порядку.
Моя Прабабушка Валентина Александровна Сутеева (в девичестве Орёл) родилась в 1913г.
Её отец Александр Орёл служил в царской армии перед революцией в Турции – там и родилась моя прабабушка.
Позже её родители вернулись во Владикавказ, откуда они были родом.
Прабабушка в начале 30х годов прошлого столетия приехала в Москву на учебу. Но не имела возможности поступить в высшее учебное заведение из-за своего дворянского происхождения, но ей удалось поступить на художественный факультет государственного техникума кинематографии, который окончил и В.Г. Сутеев. Стала мультипликатором, и познакомилась с моим прадедушкой Сутеевым Владимиром Григорьевичем на киностудии Межрабпомфильм.
Валентина Александровна рисовала с самого детства и посвящала всё своё время рисованию. И именно рисование стало частью их большой любви. Любви между моей прабабушкой и прадедушкой.
Они зарегистрировали брак 3-го августа 1934года. Тогда Сутееву В.Г. был 31 год, а ей 21 и их решение о создании семьи нельзя назвать ни как более по другому, как осознанным.
И любовь была настоящая… Двое людей со схожими интересами и слабостью к рисованию обрели друг друга.
И сразу после свадьбы они получили комнату в Новодевичьем монастыре в круглой башне, где и стали проживать до окончания войны.
Оба они скрывали свои биографии опасаясь советской власти. Прадедушка из очень богатой купеческой семьи, прабабушка из дворянской семьи.
Почти всё время они проводили вместе работая, в союздетмультфильме, делились друг с другом наработками и идеями, а главное они могли рисовать вместе.
У него был огромный опыт за плечами, ведь рисование сопровождало его везде и во всём, а теперь и стало частью его любви.
В некоторых статьях утверждается, что Сутеев не собирался рисовать и только нужда после революции заставила его это делать…, но это было не так. Ещё с малых лет он увлёкся рисованием. Вместе с своим братом Вячеславом они соревновались в рисовании и приносили рисунки своему отцу Григорию Осиповичу Сутееву, который ставил им оценки.
Поступил в мужскую академию, которая после революции стала советской школой и уже в 14 лет он стал зарабатывать рисуя диаграммы и дипломы, а в последующем начал зарабатывать рисуя для журналов «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Он брался за любую работу в которой нужно было рисовать.
Тогда он не знал, что его жизнь будет связанна с рисованием. В 1923 году он поступил в высшее техническое училище, но через год , в 1924 году поступил на актерский факультет Государственного техникума кинематографии, а ещё позже перешёл на художественный факультет. Где примкнул к группе энтузиастов изучающих альбомную анимацию (Юрий Меркулов, Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Даниил Черкес)
Он трудился в качестве художника мультипликатора над мультфильмами «Китай в огне» (1925), где впервые был применён альбомный метод мультипликации. Эта работа стало его дебютной работой в качестве мультипликатора. И эта была судьбоносная встреча с мультипликацией, она навсегда влюбила его в анимацию и рисование.
С 1928 он работал на киностудии Межрапромфильм где и познакомился с своей будущей супругой, тогда ещё Орёл Валентиной Александровной. И в 1936 году «Межрабпромфильм» был частично объединён с «Совкино», на котором и был создан когда-то мультфильм «Китай в огне», и с тех пор они продолжили трудится на Союзмультфильме вместе. При этом они брались за любую работу. Так Сутеев успел поработать и на Мосфильме рисую плакаты к кинопремьерам и эту же профессию освоила и его супруга.
Он нарисовал несколько афиш для фильмов ( рекламные киноплакаты). киноплакатов к вышедшим в советский прокат зарубежным фильмам: «Безбилетный пассажир», «Девушка в маске», «Жена фараона», «Кожаные перчатки», «Куртизанка», «Поташ и Перламутр», «Похождения американки», «Принц по милости сказки (Жена Сабеида)», «Сердце гор», «Три мушкетёра» Также известен его плакат 1934 года к фильму «Весёлые ребята», созданный совместно с Дмитрием Бабиченко.
Владимир Григорьевич всегда был очень внимателен к своей супруге, он ласково называл её Пичужка, а себя Пиха. В 1938 году, на 25-и летие супруги он пишет своей супруге открытку:
«Пять «мерзавчиков» с ликером
Здесь лежат набором.
Четверть века не игрушка,
Пей, моя пичужка.
(Виноват - пьянчужка)
ПИХА.
P.S. Кажется не складно, зато сердечно поздравляю и крепко, крепко целую. Твой Пиха - дуриха.»
Всё шло своим чередом. Любимая работа , любимая женщина, которая понимает его во всем и разделяет с ним страсть к рисованию.
И наконец случилось то, чего Владимир Григорьевич так долго ждал… Любимая Валюша забеременела. Их счастью не было предела, ведь он так хотел «Бебика»- как он выражался. Он был на седьмом небе от счастья, он так долго ждал и наконец это случилось. И этот «большой ребёнок» был готов носить свою жену на руках. Теперь у него будет свой ребёнок, тот для кого он сможет рисовать. Он дарил счастье другим детям, а теперь сможет сделать самым счастливым своего ребёнка.
Но счастье вскоре смениться войной и разделит его жизнь навсегда.
Но даже в предверии войны он всё время думал о ребёнке и своей Валюше.
В 1941 он уезжает на военные сборы и по прибытию в Киев 1-го июля 1941 года, найдя бумагу пишет и сразу начинает писать любимой при первой возможности. Просит не отвечать на письма по указанным адресам, так как постоянно находится в пути:
«Милая моя, родная, любимая!
Я очень беспокоюсь за тебя, как ты там. Я приехал в Киев вчера вечером, сегодня иду получать назначение. Сейчас 6:00 утра, я сижу в Киевском ботаническом саду, кругом поют птички и квакают лягушки. Пришлось здесь переночевать, под каким-то экзотическим деревом.
Обстановка сейчас очень сложная, почта работает плохо, так что на регулярные письма не расчитывай!
Крепко крепко тебя целую
И нежно в пупочек ,
Где сидит дочка ( сыночек )»
Тогда Владимир ещё не знал кто у них родится, но старался писать каждый день и в каждом письме он выражает своё беспокойство о здоровье своей супруги их общего ребёнка.Он наивно полагал, что война быстро закончится :
«Милая моя, Валюшенька, детонька золотенькая. Скучаю по тебе родная. Нам делать нечего. Надо выполнить свой долг, стиснуть зубы и терпеть. Все мои мысли сейчас только о тебе, о твоём самочувствии и о будущем маленьком которого я поцелую, когда приеду обратно. Если ты не будешь зря волноваться, моя душа будет спокойна…
Мне кажется что война развивающееся такими темпами не может быть длинной, во всяком случае я рассчитываю вернуться через несколько месяцев. »
Каждое письмо написанное на коленке, лавке или за столом, написанное простым карандашом наполнено волнением об их ребенке.
Вскоре связь с Владимиром Григорьевичем обрывается. Он оказывается в окружении…
17 сентября 1941 года у них родился сын, которого она назвала Володей, как и просил Владимир Григорьевич Сутеев:
«Я хочу чтобы ты родила хорошенького Володю или умненькую хорошую Катю! (Сутеев В.Г. в одном из писем к супруге)
Твой,твой Пиха!»
Валентина Александровна старается сводить концы с концами. Самое сложное сейчас раздобыть денег, чтобы купить каши для их ребёнка. Немцы переодически обстреливают город и несколько раз фугасные снаряды попадают в монастырь, Отчего происходит возгорание. Приходится тушить подручными средствами. Проходит ещё немного времени и раздобыть еды становиться ещё сложнее. Валентина Александровна находиться в отчаянном положении и уже готова пойти на отчаянный шаг.
Чтобы раздобыть хоть каких нибудь денег она намеривалась пойти добровольцем на прохождение экспериментов по применению Иприта на людях в разработке химического оружия, что означало подписать себе смертный приговор. Но всё это ради их сына.
Благодаря родственникам этого удалось избежать. И они помогли продержаться до окончания войны.
Почти через год Сутеев Владимир Григорьевич вернулся в Москву, выйдя из окружения. Обратно в армию его не взяли и на фронт он более не вернулся по понятным причинам. Они с Валентиной оказались в сложном положении. Работы не было, человек вышедший из окружения приравнивался к предателю, хоть об этом вслух и не говорили. И неровен час был , что за Владимиром Григорьевичем могли прийти в любой момент. Он понимал что сложившаяся ситуация может отразиться не только на нем, но и на всей его семь. Все тягости войны вывалились на них и Владимир Григорьевич сорвался…
А вскоре заболел воспалением легких. Валентина Александровна выхаживала его, не имея под рукой даже самых простых лекарственных средств. Их негде было купить, да и не на что, но ей всё-таки удалось поставить на ноги Своего супруга .
К сожаление даже после окончания войны Сутееву не удавалось справиться с своими переживаниями и они стали отдаляться друг от друга.
Валентина Александровна больше не могла мириться с происходящим и они приняли обоюдное решение разойтись, но при этом они сохранить тёплые отношения, ведь у них был общий сын. Которого он любил и все его родственники, а особенно мама. И они вместе продолжали жить в Новодевичьей башне.
В довоенное время у них было много общих знакомых и друзей с которыми они работали вместе на Союзмультфильме и Мосфильме. Одним из таких знакомых был Карпов Александр Николаевич(Сценарист на Мосфильме), который пошёл на фронт добровольцем, хотя по окончанию высшего учебного заведения в отделении филологического факультета не подлежал призыву. С войны он вернулся подполковником. Он давно питал тёплые чувства к Валентине Александровне и вскоре сделал ей предложение. Карпов А.Н. после войны продолжал состоять на службе в армии и вскоре был отправлен по назначению в Латвию, где стал членом ЦК КОМ Партии Латвии. Через некоторое время они уезжают с маленьким Володей и вскоре у них родилась дочь Людмила.
В Латвии Валентина Александровна устроилась в Рекламном цехе Управления кинофикации Латвийской ССР. Там она начала работать над созданием киноплаката. Создала несколько десятков киноафиш.
Владимир Григорьевич с удовольствием приезжал к своей бывшей супруге проведать ребёнка, а вскоре когда мальчик научился читать стал писать ему письма. Он охотно проводил время с новой семьей своей бывшей супруги. Поддерживал теплые оношения с Карповым А.Н. и всегда посылал подарки своему сыну и «Милочке»
Каждое письмо адресованное Валентине или Сыну наполнено добротой и любовью, обеспокоенностью их делами и тоской по маленькому Володе. А приезжая к ним в Латвию оставался у них в гостях.
«Дорогой Вова!
Поздравляю тебя с именинами. Я послал тебе книжки. Я очень скучаю по тебе и может быть приеду к тебе в августе или сентябре вместе с дядей Славой (брат Владимира Григорьевича Сутеева). Крепко крепко целую тебя мой дорогой. Бабушка и дедушка тебя тоже просили поцеловать.»
Многие письма написанные Владимиром Григорьевич он отправляет как открытки. На одной стороне рисуя иллюстрацию. И каждая из них особенная…
Теперь Сутеев В.Г. становиться не просто иллюстратором но и задумывается о написании сказок. И конечно в первую очередь он писал их для своего сына.
Любовь к сыну воплощалась в его работах, он был готов сделать все для своего ребёнка и делал то, что умел лучше всего - он рисовал. В скоре он присылает своему сыну свою первую книжку, а точнее альбом: «сто картинок».
«Милому моему Вовочке на память от папы, который нарисовал эту книжку. 4 июня 1949 г.»
Время которое он проводил с сыном вдохновляло его на творчество ещё больше. Благодаря этому общению он черпал вдохновение для новых сюжетов, которые были в последующем иллюстрированы, воплощены на экранах и напечатаны в книгах.
Однажды прогуливаясь по Риге Володя услышал мяуканье, но вокруг никого не было и ему было не понятно от куда шёл звук и он спросил : «папа, а кто это сказал мяу…»
Большую часть сценариев стала формироваться в его голове в период общения со своим ребёнком. Он очень тонко стал подмечать сюжеты в общении с детьми. И хоть он не мог всегда быть рядом со своим сыном, он мог передать ему свою любовь в своём творчестве. В книгах , мультфильмах и иллюстрациях.
Первая книжка изданным Сутеевым В.Г. Которая называлась: «две сказки про карандаш и краски» начиналась со слов- «жил был на столе у Вовы карандаш.» И как всегда в стиле Сутеева они сопровождались иллюстрациями. И рисовал он любимого сына Вову.
Вот какова была история первой любви Сутеева Владимира Григорьевича. Это большая часть из жизни неразрывно связанна с нами, его потомками. И нам не все-равно, когда кто-то пишет, что моя Прабабушка не дождалась моего Прадедушку с фронта.
И ребёнок у Владимира Григорьевича был … (Владимир Владимирович Сутеев)
Единственный и Любимый.
А.К. Сутеев.