Найти тему
РусКонтур

Аральская флотилия

Пароходы идут по пустыне в буквальном смысле слова – вы можете представить себе такую картину?

Конечно, шли они не своим ходом, а гужевым транспортом, на волах, лошадях и верблюдах. Разобранные пароходы доставлялись русскими из балтийских портов через Оренбург и казахские степи к берегам Аральского моря в середине XIX века.

Урочище Раим с запада (19 июня — 25 июля 1848) Бумага, акварель. Рисунок Т.Г. Шевченко
Урочище Раим с запада (19 июня — 25 июля 1848) Бумага, акварель. Рисунок Т.Г. Шевченко

Железных дорог тогда, между прочим, там тоже еще не было. Можно себе представить какое впечатление производило это предприятие на кочующих в тех краях казахов и каракалпаков.

Первыми русскими кораблями на Арале были деревянные шхуны, доставленные в укрепление Раимское на реке Сыр-Дарья в 1848 году.

Постройка кораблей на Арале Рисунок Т.Г. Шевченко
Постройка кораблей на Арале Рисунок Т.Г. Шевченко

Ссыльный украинский поэт Тарас Шевченко оставил зарисовки этих судов.

Русские шхуны на Арале в 1848 г. Рисунок Т.Г. Шевченко
Русские шхуны на Арале в 1848 г. Рисунок Т.Г. Шевченко
Укрепление Раим, 1848 г. Рисунок Т.Г. Шевченко
Укрепление Раим, 1848 г. Рисунок Т.Г. Шевченко

В 1853 году в воды Аральского моря спустили сделанные в Швеции пароходы «Перовский» и «Обручев». Командующим Аральской флотилией был назначен контр-адмирал А.И. Бутаков.

Конт-адмирал Алексей Иванович Бутаков
Конт-адмирал Алексей Иванович Бутаков

В том же 1853 году «Перовский» и «Обручев» принимали участие в штурме крепости Ак-Мечеть, ныне казахский город Кызылорда.

Паровой баркас «Обручев», на заднем плане идет достройка парохода «Петровский» 1853
Паровой баркас «Обручев», на заднем плане идет достройка парохода «Петровский» 1853

Спустя 20 лет они помогали войскам во время Хивинского похода. В 1862-ом в английском Ливерпуле были сделаны еще два парохода для русского флота в пустыне, их назвали «Арал» и «Сырдарья». В 1869 и 1872 годах в Бельгии произвели два корабля на паровой тяге, соответственно «Самарканд» и «Ташкент».

Кроме пароходов по Аралу и Сырдарье ходило еще до десяти барж флотилии. Общее вооружение составляло 22 пушки. В 1880 году личный состав флотилии достигал 572 человек, из них 24 офицера. Корабли, кроме участия в военных действиях, перевозили грузы для армии и занимались географическими исследованиями. База этой частички русского флота находилась сначала в укреплении Раимское, а затем в г. Казалинск.

Использование пароходов в мирных целях оказалось экономически нецелесообразным. Например, в 1863 году их содержание обошлось казне в огромную сумму в 163 089 рублей. В те времена редкий уездный город имел бюджет больше 10 тысяч. В 1883 году, после завоевания края, флотилия была расформирована.

Как известно, к концу XX века Аральское море перестало существовать – окончательно пересохло.

Бывшая база русского флота на Арале г. Казалинск на современной карте
Бывшая база русского флота на Арале г. Казалинск на современной карте
Аральское море в XIX веке
Аральское море в XIX веке

Подлинное русское - в историях, местах и людях, на странице "Русский контур". Подписывайтесь ❤

❤ Так же подписывайтесь на наш канал на YouTube❤

Читайте так же:

Даниил Амфитеатров - русский из Голливуда

Амурская Калифорния – Желтугинская республика

Пивной король Альфред фон Вакано

Николай Аловерт - "король глянца" в Российской империи

Алексей Хлудов: яркий член династии Хлудовых

Алексей Зубов – мастер гравюры

Александр Владимирович Дагаев, священномученик

«Каппелевцы» – волжане генерала Каппеля

Крестьянское объединение писателей и поэтов XI века

Художник Константин Маковский

Я.П.Гарелин — гордость Ивановской земли

История фабрики Эйнем

Яркая и короткая жизнь художника Андрея Матвеева

Красногорское сражение - стратегическая победа русского флота

Алексей Венецианов

Усадьба Желябо