Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

30-летняя "Алроса" наконец вышла из ремонта. Американцы тут же отреагировали.

28 июня она вышла на ходовые испытания и в тот же день на сайте "The Warzone" появилась статья "Единственная российская подводная лодка с водомётным движителем класса "Кило" вернулась для нападения на Украину". Чётко работают.

Думаю, стоит подчеркнуть, что подобным движителем оснащены также атомные подводные ракетоносцы типа "Борей", но вот среди дизельных "Алроса" действительно, единственная.

На снимке видно, что гребного винта нет. А вот что находится внутри этого конуса:

-2

Поток воды создаётся специальной крыльчаткой, её видно на снимке. Я не стану рассматривать здесь преимущества и недостатки такого движителя, эти сведения нетрудно найти в интернете. Но как бы там ни было, после спущенной на воду в 1989 году "Алоросы" новые дизельные лодки подобным не оснащались.

Лодка вошла в строй в 1990 году, а тут и СССР развалился. Немало перипетий досталось на её долю, но удалось сохранить в составе ВМФ РФ. После раздела ЧФ в 1997 году она стала единственной действующей подводной лодкой России на Чёрном море. Дожили, нечего сказать.

Время шло и в 2014 году она была поставлена на капитальный ремонт, предполагалась также её модернизация. Эти работы должен был производить 13-й судоремонтный завод ЧФ в Килен-бухте Севастополя. Вот эта бухта, видно и "Алроса":

-3

Крупным планом:

-4

Выход лодки из завода:

-5

Надо сказать пару слов о самом заводе. Ему уже порядка 130 лет, ремонтировал ещё броненосцы и конечно, первые подводные лодки на Чёрном море. Такое долгое стояние "Алросы" у его причалов обусловлено также и проблемами завода. Его и обанкротить пытались, и выкатывали судебные иски на многие десятки миллионов рублей. Вот небольшой пример, как это делается.

Иск к предприятию 17 августа 2020 года подало АО «Научно-производственное объединение «Волго»» из Москвы. Истец создан в 2003 году для деятельности, связанной с обеспечением военной безопасности. На сегодня компания – банкрот и находится на этапе конкурсного производства».

Претензии к ФГУП «13 СРЗ ЧФ» МО РФ составляли 36 221 469,12 рубля. В октябре 2019 года АО «Волго» уже взыскивало с госпредприятия договорную неустойку по договору от 2016 года в размере 1,282 млн рублей.

Однако, как отмечает Сергей Горбачев, помощник директора 13-го завода по связям с общественностью, следует иметь в виду: 13-й завод со своей стороны имеет претензии к «Волго». Более того: в судебном порядке с «Волго» в 2017 году решено взыскать более 76 млн руб. Однако они не взысканы до сих пор в связи с отсутствием у должника средств и иного имущества. Зато «Волго» в 2018 году в судебном порядке взыскало с 13-го завода более 35 млн руб.

По факту оба предприятия являются взаимными должниками, при этом при возможном взаимозачёте «Волго» всё равно останется должником на сумму 28 млн. Тем не менее, УФССП России произведён арест имущества 13-го завода до полного погашения задолженности.

Как сообщается в публикациях, в июне 2020 года Минобороны РФ также обратилось с иском к заводу, требуя взыскать с него 308 млн рублей. Претензию рассматривали 24 августа того же года. До этого этим же истцом к тому же предприятию были поданы ещё три финансовых иска.

Чем тогда дело закончилось, я не в курсе.

При этом заявленные иски обоснованных доводов или ссылок на документальные доказательства нарушений обязательств по выполнению работ или срыву их сроков не содержат. В связи с этим в удовлетворении исков суды регулярно отказывают. На основе этого эксперты считают эти иски надуманными, лишёнными логики и здравого смысла. Несмотря на это, подобные иски продолжают подаваться.

Ну, это эксперты лукавят. Бессмысленно такие вещи, как обанкротить действующее и единственное в своём роде предприятие, не делаются. Хотела наложить руку на завод и Объединённая судостроительная корпорация. И только летом прошлого года её поползновения были окончательно отклонены, завод останется в подчинении ЧФ.

Как может в таких условиях ритмично работать предприятие? Но как бы то ни было, в мае ремонт и модернизация "Алросы" были завершены.

Поначалу планировалось, что лодка после этого перейдёт на Балтику, где будет использоваться в учебных целях. Но тут пришёл февраль 2022 года и приоритеты изменились.

На данный момент в составе ЧФ числятся шесть лодок, "Алроса" будет седьмой. Учитывая, что проход в Чёрное море для кораблей, базирующихся на другие флоты закрыт, она будет совсем не лишней.

Вот что пишут американцы: По неподтвержденным данным, по состоянию на середину июня 2022 года в составе флота было всего две подводные лодки, полностью действующие и боеспособные, в Черном море, а еще две находились в Средиземном море. Из остальных одна находилась в сухом доке, одна последний раз был замечена в плавании в мае, а еще одна пришвартована в Севастополе. Имея это в виду, то, что на бумаге кажется относительно большой силой, может быть быстро уменьшено другими эксплуатационными требованиями и требованиями к техническому обслуживанию.

По-моему, счёт не сходится, меж тем, я как минимум три раза в неделю езжу на дачу в автобусе по берегу Южной бухты, откуда прекрасный вид на причалы бригады подводных лодок, то могу заметить: число лодок около них постоянно меняется, - то ни одной, то несколько сразу.

Поскольку "Алроса" получила возможность наносить удары ракетами "Калибр", то нет сомнений в её боевом применении, тут американцы правы.

Далее из статьи: В разговоре со своим британским коллегой адмиралом Давидом Радакиным главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный привел данные о количестве крылатых ракет, запущенных Россией по Украине. Четыре дня назад «с различных базовых платформ» было выпущено 53 крылатые ракеты, три дня назад — 26, два дня назад — около 40, а за предыдущие сутки — 12.

«Различные базовые платформы» включают бомбардировщики Ту-22М3, а также стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160. Однако ключевую роль в нанесении этих ударов уже давно играют корабли ВМФ, в том числе фрегаты, корветы и подводные лодки Черноморского флота.

................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь