В этой солнечной стране русский пейзажист-романтик Сильвестр Щедрин прожил 12 лет. Задолго до Клода Моне он начал писать одни и те же виды под разным освещением и изучать, как свет влияет на восприятие пейзажа.
Константин Батюшков писал: «Пейзаж должен быть портрет. Если он не совершенно похож на природу, то что в нем?» - вот эту максиму Батюшкова блестяще воплотил в своей живописи Сильвестр Щедрин. Этого мастера, как и многих других живописцев до и после него, потрясла Италия. В произведениях русского художника-романтика итальянские пейзажи получили эффектную и очень индивидуальную трактовку.
На фоне живописных видов Рима, Неаполя, Сорренто Щедрин разворачивает небольшие жанровые сценки: рыбаки, торговцы, путешественники, праздные гуляки, и наконец, просто отдыхающие на залитых солнцем верандах и террасах люди – они действуют на усиление той самой «портретности», о которой говорилось выше.
Художник не оценивает этих героев, они – неотъемлемая часть итальянского пейзажа. Хорошо заметно, насколько Щедрин увлечен красотой этих мест, пейзажи проникнуты ощущением наслаждения, которое испытывал художник, глядя на эти живописные виды.
Известно, что Щедрин был близок к так называемой «школе Позилиппо», развивавшей идеи живописи с натуры на природе, а не в стенах мастерской. Вероятно, главное новаторство Щедрина итальянского периода – первые шаги к пленэрной живописи: он работает под открытым небом, акцентируя в своих произведениях особую воздушную атмосферу и контрасты света и тени, которыми так богата итальянская природа. Некоторые из своих пейзажей он пишет по многу раз, варьируя освещение.
Яркие солнечные лучи, пробивающиеся сквозь зеленую листву и падающие на каменный пол живописной террасы, тоже становятся «героями» произведений Щедрина в этот период. Он любит камерные пространства (террасы, веранды, гроты), что позволяет ему передать особую гармонию жизни человека и природы, естественность существования человека в природе. При этом Щедрин не повторяет единожды найденное, его пейзажи очень разнообразны, а природа дает ему бесконечное множество вдохновляющих видов, соответствующих внутреннему состоянию художника.
Еще одна большая группа пейзажей Щедрина – гавани, которые он пишет на острове Капри и в Сорренто. Он варьирует композицию этих пейзажей, каждый раз извлекая из нее новые художественные эффекты, в том числе и за счет смены колористической гаммы. Часть пейзажей Щедрина написана с использованием более холодных, серебристо-голубых оттенков – «Малая гавань в Сорренто» - это результат увлечения пленэром и желания как можно полнее выразить световоздушные эффекты, наблюдаемые на побережье.
Однако большая часть работ Щедрина написана именно в теплой цветовой гамме: излюбленное время суток живописца – полдень, когда жаркое солнце заставляет и природу, и людей погрузиться в полудремотное состояние, в «dolce far niente». В серии гротов находит выражение идея романтического двоемирия: камерное пространство грота, как отражение внутреннего эмоционального состояния человека, изображается на фоне морских просторов, воплощающих мироздание в целом.
Поиски идеала, свойственные романтизму, в творчестве Щедрина увенчались успехом: чаемый идеал этот живописец нашел в итальянских пейзажах. Для романтизма в целом характерно переживание разлада между идеалом и действительностью, высокими стремлениями и обыденностью жизни, но в творчестве Щедрина главную роль играет острое ощущение возвышенной красоты момента.
#романтизм #пейзаж #италия #живопись #море #неаполь #искусство
Понравился текст? Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного!