Найти тему
Кофе с Кандинским

Путешествие в Италию XIX века

В этой солнечной стране русский пейзажист-романтик Сильвестр Щедрин прожил 12 лет. Задолго до Клода Моне он начал писать одни и те же виды под разным освещением и изучать, как свет влияет на восприятие пейзажа.

Константин Батюшков писал: «Пейзаж должен быть портрет. Если он не совершенно похож на природу, то что в нем?» - вот эту максиму Батюшкова блестяще воплотил в своей живописи Сильвестр Щедрин. Этого мастера, как и многих других живописцев до и после него, потрясла Италия. В произведениях русского художника-романтика итальянские пейзажи получили эффектную и очень индивидуальную трактовку.

На фоне живописных видов Рима, Неаполя, Сорренто Щедрин разворачивает небольшие жанровые сценки: рыбаки, торговцы, путешественники, праздные гуляки, и наконец, просто отдыхающие на залитых солнцем верандах и террасах люди – они действуют на усиление той самой «портретности», о которой говорилось выше.

Сильвестр Щедрин. Веранда, обвитая виноградом. 1828. ГТГ
Сильвестр Щедрин. Веранда, обвитая виноградом. 1828. ГТГ

Художник не оценивает этих героев, они – неотъемлемая часть итальянского пейзажа. Хорошо заметно, насколько Щедрин увлечен красотой этих мест, пейзажи проникнуты ощущением наслаждения, которое испытывал художник, глядя на эти живописные виды.

Сильвестр Щедрин. Лунный свет над Неаполем. 1827
Сильвестр Щедрин. Лунный свет над Неаполем. 1827

Известно, что Щедрин был близок к так называемой «школе Позилиппо», развивавшей идеи живописи с натуры на природе, а не в стенах мастерской. Вероятно, главное новаторство Щедрина итальянского периода – первые шаги к пленэрной живописи: он работает под открытым небом, акцентируя в своих произведениях особую воздушную атмосферу и контрасты света и тени, которыми так богата итальянская природа. Некоторые из своих пейзажей он пишет по многу раз, варьируя освещение.

Сильвестр Щедрин. Вид Сорренто близ Неаполя ("с домом Торквато Тассо") Не окончена. Конец 1820-х. Государственный Русский музей
Сильвестр Щедрин. Вид Сорренто близ Неаполя ("с домом Торквато Тассо") Не окончена. Конец 1820-х. Государственный Русский музей

Яркие солнечные лучи, пробивающиеся сквозь зеленую листву и падающие на каменный пол живописной террасы, тоже становятся «героями» произведений Щедрина в этот период. Он любит камерные пространства (террасы, веранды, гроты), что позволяет ему передать особую гармонию жизни человека и природы, естественность существования человека в природе. При этом Щедрин не повторяет единожды найденное, его пейзажи очень разнообразны, а природа дает ему бесконечное множество вдохновляющих видов, соответствующих внутреннему состоянию художника.

Сильвестр Щедрин. Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто 1827. ГРМ
Сильвестр Щедрин. Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто 1827. ГРМ

Еще одна большая группа пейзажей Щедрина – гавани, которые он пишет на острове Капри и в Сорренто. Он варьирует композицию этих пейзажей, каждый раз извлекая из нее новые художественные эффекты, в том числе и за счет смены колористической гаммы. Часть пейзажей Щедрина написана с использованием более холодных, серебристо-голубых оттенков – «Малая гавань в Сорренто» - это результат увлечения пленэром и желания как можно полнее выразить световоздушные эффекты, наблюдаемые на побережье.

Однако большая часть работ Щедрина написана именно в теплой цветовой гамме: излюбленное время суток живописца – полдень, когда жаркое солнце заставляет и природу, и людей погрузиться в полудремотное состояние, в «dolce far niente». В серии гротов находит выражение идея романтического двоемирия: камерное пространство грота, как отражение внутреннего эмоционального состояния человека, изображается на фоне морских просторов, воплощающих мироздание в целом.

Сильвестр Щедрин. Грот Матроманио на острове Капри. 1827. ГТГ
Сильвестр Щедрин. Грот Матроманио на острове Капри. 1827. ГТГ

Поиски идеала, свойственные романтизму, в творчестве Щедрина увенчались успехом: чаемый идеал этот живописец нашел в итальянских пейзажах. Для романтизма в целом характерно переживание разлада между идеалом и действительностью, высокими стремлениями и обыденностью жизни, но в творчестве Щедрина главную роль играет острое ощущение возвышенной красоты момента.

#романтизм #пейзаж #италия #живопись #море #неаполь #искусство

Понравился текст? Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного!