Найти в Дзене
Тайные знания Лилит

"Tам, ку­да ухо­дит на­ша ду­ша, есть свой мир, о ко­то­ром мы мо­жем толь­ко по­до­з­ре­вать"

Фото из семейного архива.
Фото из семейного архива.

Продолжение мистической истории Лидии Чхенкели-Каупужи. Начало ЗДЕСЬ

Бу­дет, как ска­жет он

- По­том мы с Во­ло­дей дол­го не ви­де­лись. У ка­ж­до­го из нас бы­ла своя жизнь. У ме­ня ро­с­ли две до­ч­ки – стар­шая Та­ма­ра и млад­шая Ни­на, и я слы­ша­ла, что у не­го уже два сы­на. Мой муж ду­ши не ча­ял в на­ших де­во­ч­ках, он во­об­ще лю­бил де­тей, не­да­ром был ре­да­к­то­ром дет­ских жур­на­лов – сна­ча­ла «Bērni», по­том «Zīlīte». А как он пел! У не­го был очень кра­си­вый го­лос.

Но по­сте­пен­но что-то у нас с ним ста­ло раз­ла­жи­вать­ся. На­столь­ко, что дош­ло до раз­во­да. Нас дол­го не хо­те­ли раз­во­дить. Все до­пы­ты­ва­лись, по­че­му я ухо­жу и что пло­хо­го я мо­гу о нем ска­зать. Но я по­в­то­ря­ла:

«Он отец мо­их де­тей, мы рас­ста­ем­ся, но нам вме­сте вос­пи­ты­вать их, ни­че­го пло­хо­го ска­зать о нем не мо­гу и не хо­чу».

По­с­ле раз­во­да мы ос­та­ва­лись в до­б­рых от­но­ше­ни­ях. Он ча­с­то при­хо­дил к нам на обед, мы оба ста­ра­лись, что­бы до­ч­ки не чув­ст­во­ва­ли от­сут­ст­вие от­ца.

Владислав с дочками.
Владислав с дочками.

Я зна­ла, что у не­го уже есть дру­гая жен­щи­на - ее зва­ли то­же Ли­дия. Я не­сколь­ко раз ее ви­де­ла, и бы­ла толь­ко сча­ст­ли­ва, что у не­го как-то на­ла­жи­ва­ет­ся ли­ч­ная жизнь.

Но тут он за­бо­лел. Рак моз­га. Пер­вые при­зна­ки бо­лез­ни про­яви­лись еще до раз­во­да, но по­том ему как буд­то ста­ло луч­ше. Все­гда ведь есть на­де­ж­да, что ди­аг­ноз оши­бо­ч­ный.

И вдруг я уз­на­ла, что он в боль­ни­це. Пом­ча­лась ту­да. Та, дру­гая Ли­дия, бы­ла там. Она ска­за­ла, что от­сю­да не уй­дет. Я от­ве­ти­ла:

«Не бу­дет так, как ре­ши­те вы или ре­шу я. А бу­дет так, как ска­жет он».

Его сло­ва бы­ли: «Lai bus mana Lidija» ("пусть будет моя Лидия"), он ука­зал на ме­ня. Я ос­та­лась и про­во­ди­ла там дни и но­чи.

Его опе­ри­ро­ва­ли. Не по­мог­ло. Че­рез три дня он ска­зал мне, что уми­ра­ет. Я с пы­лом ки­ну­лась ра­зу­бе­ж­дать: «Ну что ты глу­по­сти го­ро­дишь, сей­час при­дет до­к­тор…» А он: «Вот уже и ма­ма при­е­ха­ла про­щать­ся со мной». Как он это по­чув­ст­во­вал?! Сра­зу по­с­ле его слов за­хо­дит мед­се­ст­ра и ти­хо со­об­ща­ет мне, что при­е­ха­ла мать. Вне се­бя я вы­ле­те­ла из па­ла­ты - и к ней, умо­ляю: «Толь­ко не сей­час! Толь­ко не сей­час!». Я, на­вер­ное, бы­ла по­хо­жа на бе­зум­ную. Там был его брат, он бу­к­валь­но за­ры­чал: «Я ее убью!» - и рва­нул­ся ко мне. Я бы и са­ма на его ме­с­те уби­ла бы - мать при­е­ха­ла к сы­ну, а ее не пу­с­ка­ют. Но мне ка­за­лось, ес­ли он не по­лу­чит под­твер­жде­ния мы­с­ли, что при­шла по­ра про­щать­ся, то и не ум­рет. Од­на­ко в тот же день он ушел.

Сло­ва «ма­ма при­е­ха­ла про­щать­ся» бы­ли не един­ст­вен­ным его про­зре­ни­ем пе­ред смер­тью. Он на­хо­дил­ся уже как буд­то бы и с на­ми, но и где-то в дру­гом из­ме­ре­нии. За день до кон­ца он вдруг ска­зал: «Вот они здесь все си­дят». «Кто?» - спро­си­ла я. Он от­ве­тил: «Те, кто дол­жен был быть, но ко­го ты не за­хо­те­ла» – я по­ня­ла, он го­во­рил о на­ших не­ро­див­ших­ся де­тях, об абоopтax. Он ви­дел этих де­тей. Что я дол­ж­на бы­ла об этом ду­мать? Я и са­ма не­ред­ко ви­де­ла их в сво­их снах.

Не­за­дол­го до то­го до­к­тор ме­ня пре­ду­п­ре­дил: сле­ди­те, мо­жет по­я­вить­ся бред. Бред? Вра­чи зна­ли, что про­ис­хо­дит с че­ло­ве­ком в по­с­лед­ние дни, ча­сы, ми­ну­ты. В то вре­мя это на­зы­ва­ли бре­дом. А бы­ло – про­зре­ние.

И вот ко­г­да на­стал миг пе­ре­хо­да с од­но­го пла­на фи­зи­че­с­ко­го в дру­гой, Вла­ди­с­лав вдруг ска­зал по­тряс­шие ме­ня сло­ва. На­до знать мо­е­го му­жа – он ведь не был ве­ру­ю­щим, нет, он, пар­тий­ный, как и мно­гие то­г­да, в 1959 го­ду, был убе­ж­ден­ным ма­те­ри­а­ли­стом. А тут, ухо­дя, он вдруг яв­ст­вен­но про­из­нес: «Ты что ду­ма­ешь, здесь на су­хом кор­не жи­вут? Здесь – жизнь».

Он знал, что я его пой­му: я все­гда чув­ст­во­ва­ла, что там, ку­да ухо­дит на­ша ду­ша, есть свой мир, о ко­то­ром мы мо­жем толь­ко по­до­з­ре­вать.

Продолжение ЗДЕСЬ, подпишись на наш канал!

Ли­на Дорн (с) "Лилит"