Далеко не каждое школьное мероприятие заканчивается… ожидаемым эффектом. Иногда ключевые участники образовательного форума вдруг теряют интерес и попросту не соблюдают договоренностей, подводит техника и погода, а сценарий, который, казалось бы, был тщательно проработан, заводит исполнителей и массовку «не туда».
Здесь следует не посыпать себе голову пеплом, а подойти к «работе над ошибками» столь же ответственно, как и к подготовке неудавшегося мероприятия. Важно всесторонне проанализировать причины провала. И здесь вооружаемся «методом пяти почему». Его преимущество — возможность дойти до подлинной первопричины неудачи.
Работаем с неочевидными тенденциями
Чаще всего провал школьного мероприятия либо замысла конкретного педагога или команды педагогов обусловлен, с одной стороны, наличием скрытой проблемы, с другой — неумением проговаривать ее так, чтобы вытаскивать на поверхность. Чем «системнее» ошибка — тем она неочевиднее. А «метод Пяти почему» позволяет докопаться до истоков за счет контрмер, а не решений.
Что такое контрмера? Это действие либо комплекс действий, направленных на предотвращение повторного возникновения проблемы. А вот решение — это совсем другое, это, своего рода, «обезболивающее», цель которого — устранить болевой симптом. Но ведь каждому очевидна разница между обезболиванием и лечением.
«Пять почему» — простая техника.
Ее суть — задавая первое «Почему?» (и находя ответ) мы вдруг обнаруживаем, что за ним тянется второе, третье «Почему?» Именно направляемая цепочка «Почему» и и позволяет докопаться до истины. Этот метод прекрасно оправдывает себя как в производственных процессах, когда речь идет о прорывах на мировые рынки, так и в психиатрии, когда важно понять подлинные причины фобий и расстройств.
Рассмотрим на примере. В ходе подготовки образовательного мероприятия специалист, ответственный за ведение аккаунтов события в социальных сетях, проигнорировал свои обязанности и не сделал ряд важных обновлений, в итоге зрителей оказалось в разы меньше, чем планировалось.
На первый взгляд все просто. Сотрудник в силу личных причин и свойств характера попросту не сделал свою часть работы. Но, используя метод пяти причин, мы можем выявить ряд других проколов в подготовке, допущенных совсем другими людьми и по другим причинам.
Алгоритм поиска ответов может выглядеть примерно так:
Потому что не имел представления о том, что происходит на некоторых подготовительных площадках.
Потому что ключевые позиции на данном этапе подготовки были поручены родителям младшеклассников, с которыми специалист-предметник не знаком и не находился в живом контакте.
Потому что полагал, что «малышам» и их семьям поручено что-то неважное.
Потому, что ему не предоставили структурированного рабочего сценария.
Потому что автор образовательного мероприятия изначально видел «сердцем команды» свой собственный выпускной класс, а также нескольких близких педагогов, искренне полагая, что участие остальных членов «оргкомитета» не нуждается в раскрутке и продвижении, так как ему отведена техническая, а не главная роль.
В итоге мы видим, что основная причина игнорирования «менеджмента мероприятия» оказалась совершенно иной, чем казалось изначально. И здесь вскрывается не небрежение конкретного коллеги, а несовершенство школьной работы в целом, наличие пробелов и слабых зон в общешкольном взаимодействии.