Найти тему

Мероприятие провалилось? Проанализировать причины поможет «метод пяти почему»

Далеко не каждое школьное мероприятие заканчивается… ожидаемым эффектом. Иногда ключевые участники образовательного форума вдруг теряют интерес и попросту не соблюдают договоренностей, подводит техника и погода, а сценарий, который, казалось бы, был тщательно проработан, заводит исполнителей и массовку «не туда».

Здесь следует не посыпать себе голову пеплом, а подойти к «работе над ошибками» столь же ответственно, как и к подготовке неудавшегося мероприятия. Важно всесторонне проанализировать причины провала. И здесь вооружаемся «методом пяти почему». Его преимущество — возможность дойти до подлинной первопричины неудачи.

Работаем с неочевидными тенденциями

-2

Чаще всего провал школьного мероприятия либо замысла конкретного педагога или команды педагогов обусловлен, с одной стороны, наличием скрытой проблемы, с другой — неумением проговаривать ее так, чтобы вытаскивать на поверхность. Чем «системнее» ошибка — тем она неочевиднее. А «метод Пяти почему» позволяет докопаться до истоков за счет контрмер, а не решений.

Что такое контрмера? Это действие либо комплекс действий, направленных на предотвращение повторного возникновения проблемы. А вот решение — это совсем другое, это, своего рода, «обезболивающее», цель которого — устранить болевой симптом. Но ведь каждому очевидна разница между обезболиванием и лечением.

«Пять почему» — простая техника.

Ее суть — задавая первое «Почему?» (и находя ответ) мы вдруг обнаруживаем, что за ним тянется второе, третье «Почему?» Именно направляемая цепочка «Почему» и и позволяет докопаться до истины. Этот метод прекрасно оправдывает себя как в производственных процессах, когда речь идет о прорывах на мировые рынки, так и в психиатрии, когда важно понять подлинные причины фобий и расстройств.

-3

Рассмотрим на примере. В ходе подготовки образовательного мероприятия специалист, ответственный за ведение аккаунтов события в социальных сетях, проигнорировал свои обязанности и не сделал ряд важных обновлений, в итоге зрителей оказалось в разы меньше, чем планировалось.

На первый взгляд все просто. Сотрудник в силу личных причин и свойств характера попросту не сделал свою часть работы. Но, используя метод пяти причин, мы можем выявить ряд других проколов в подготовке, допущенных совсем другими людьми и по другим причинам.

Алгоритм поиска ответов может выглядеть примерно так:

Почему коллега не разместил новостные обновления вовремя?
Почему коллега не разместил новостные обновления вовремя?

Потому что не имел представления о том, что происходит на некоторых подготовительных площадках.

Почему он не имел об этом представления?
Почему он не имел об этом представления?

Потому что ключевые позиции на данном этапе подготовки были поручены родителям младшеклассников, с которыми специалист-предметник не знаком и не находился в живом контакте.

Почему педагог, ведущий социальные сети мероприятия, не наладил отношения с группой родителей младшеклассников, готовящих часть программы?
Почему педагог, ведущий социальные сети мероприятия, не наладил отношения с группой родителей младшеклассников, готовящих часть программы?

Потому что полагал, что «малышам» и их семьям поручено что-то неважное.

Почему специалист не был осведомлен о важности роли, возложенной на родителей малышей?
Почему специалист не был осведомлен о важности роли, возложенной на родителей малышей?


Потому, что ему не предоставили структурированного рабочего сценария.

Почему ему не предоставили структурированного рабочего сценария?
Почему ему не предоставили структурированного рабочего сценария?


Потому что автор образовательного мероприятия изначально видел «сердцем команды» свой собственный выпускной класс, а также нескольких близких педагогов, искренне полагая, что участие остальных членов «оргкомитета» не нуждается в раскрутке и продвижении, так как ему отведена техническая, а не главная роль.

В итоге мы видим, что основная причина игнорирования «менеджмента мероприятия» оказалась совершенно иной, чем казалось изначально. И здесь вскрывается не небрежение конкретного коллеги, а несовершенство школьной работы в целом, наличие пробелов и слабых зон в общешкольном взаимодействии.