C первого полета Ил-18 прошло уже 65 лет. За это время было многое: непростое рождение, становление и наконец всемирное признание. В этом материале мы расскажем о некоторых малоизвестных моментах яркого пути самолета.
Интересно, что в истории ОКБ Ильюшина было два самолета Ил-18. Первый, поршневой, был построен в 1946 году. Он должен был перевозить до 65 пассажиров на расстояние до 5 000 км - отличные показатели для того времени. Новшеством оказалась и герметичная пассажирская кабина, обеспечивавшая невиданные для того времени условия комфорта.
Самолет получился. При скорости более 250 км/час летчик мог бросить управление, и машина продолжала самостоятельный устойчивый полет. На трех двигателях первый Ил-18 мог спокойно набирать высоту, а на двух - отлично чувствовал себя в горизонтальном полете.
Через год огромный, четырехдвигательный Ил-18 возглавил колонну пассажирских самолетов во время воздушного парада в Тушино, но по ряду причин в серию так и не пошел. Сказалось отсутствие аэропортов для приема машины такого класса, а самое главное – не хватало высотных двигателей, которые в первую очередь шли на военные самолеты.
Впрочем, опыт создания пассажирского самолета пригодился спустя десять лет и оказал большое влияние на проектирование нового, уже турбовинтового Ил-18.
С появлением этого самолета связана одна интересная история. Однажды по возращении из командировки генеральный конструктор ОКБ Сергей Владимирович Ильюшин собрал коллег и сказал: «Ребятушки, у нас на самолетах летают командировочные, либо богатые люди. Надо сделать авиацию доступной советскому человеку, чтобы билет на самолет был ненамного дороже купейного железнодорожного билета!».
Таким турбовинтовой Ил-18 и получился в итоге: одним из самых массовых и экономичных самолетов, доступным для любого жителя нашей страны. Он на долгие годы завоевал звание флагмана Аэрофлота.
Многие самолеты при рождении переносят болезнь становления. Не стал исключением и Ил-18. Но усилиями конструкторов новая машина была быстро доведена до высокой степени надежности и безопасности. Это доказывает удивительный случай, произошедший в 1962 году.
Ил-18, принадлежавший румынской авиакомпании, совершал очередной коммерческий полет над Средиземным морем, как вдруг из-за некачественного топлива один за другим отказали все четыре двигателя. Последний - на высоте 3000 метров в 30 километрах от острова Кипр.
Несмотря на это, экипаж уверенно посадил самолет с убранными шасси на небольшую площадку побережья острова Крит, выбранную с воздуха. Никто из пассажиров не пострадал. Но поражает другое! Огромный самолет, посаженный на брюхо, обследовали, поставили на свое же шасси и отремонтировали, заменив винты. После этого Ил-18 самостоятельно перелетел на подмосковный завод в Быково для полноценного ремонта!
Как и многие ильюшинские самолеты, надежный, прочный и неприхотливый турбовинтовой Ил-18 стал основой для множества модификаций. На его базе были созданы грузовые варианты, ледовый разведчик, летающая лаборатория, санитарный, военные спецборта для ведения электронной и фоторазведки, воздушный командный пункт. Нельзя не вспомнить и созданный на его основе дальний противолодочный Ил-38, который и сейчас успешно служит на охране водных границ нашей страны.
И конечно же вариант «Салон», предназначенный для перевозок первых лиц страны. Один из таких самолетов 14 апреля 1961 года доставил в Москву Юрия Гагарина, после его исторического полета в космос.
По своим летно-техническим данным и экономичности Ил-18 не уступал лучшим зарубежным самолетам того времени. Не удивительно, что он стал первым советским самолетом, нашедшим широкий спрос за рубежом. Всего было продано 114 машин в 16 стран. Как написал в то время один из западных журналистов, Ил-18 стал «рабочей лошадкой восточно-европейских аэродромов».