Помните такую школьную повинность - писать сочинения по картинам? "Представьте себе, что картина - это кадр из фильма. Восстановите в своей голове этот фильм: что было ДО и что ПОСЛЕ? О чем говорят герои?"
Интересно: если люди могут совершенно по-разному понять одну и ту же книгу, можно ли по-разному увидеть одну и ту же картину?
Хотя бы вот эту: мама-художница пишет портрет Сталина. Для клуба? Для библиотеки? Для школы?
А может, и просто для себя - смотрит, как на родного. Что она при этом говорит маленькой дочке? Что такая кроха поймёт?
- Твой детский сад ОН для тебя придумал! А для меня школу. Когда я была такой как ты, школы были только для некоторых, а товарищ Сталин сделал для всех. В каждой деревне.
- А детских садов совсем почти не было. Хорошо, если у кого бабушка или няня, а если нет? Тогда уж сажай ребёнка в рюкзак и тащи с собой на работу... Смеёшься? Конечно, в садике няня на всех одна - и вокруг друзья. Хорошо ведь придумано?
- А наша соседка Оля уже большая, в школе учится. Помнишь, как чужой мальчишка закидал тебя снежками, а Оля ему сказала: "И что? Героем себя почувствовал, прямо Чапаевым?" Ушёл - стыдно ему стало.
- Оля смелая потому, что уже пионерка, да?
- Да, пионеры должны быть смелыми и справедливыми.
- И я буду пионеркой, меня ведь примут?
- Если будешь такой же смелой. Я вот до сих пор боюсь кататься на коньках, а Оля хочет стать фигуристкой!
А мальчики, конечно будут солдатами. Вот где смелость - то нужна! И сила.
- А съесть десять порций мороженого подряд - это смело? Простудишься?
- Нет, но тогда ведь может не хватить другим.
- Скоро будет моя выставка. Пригласи друзей, может, тоже захотят рисовать?
- Да, лепить они уже умеют. Из снега!
- А куда мимо наших окон идут поезда?
- А ты присмотрись, что они везут. Машины, уголь, дерево? Это чтобы строить новые города.
- Вот только римляне говорили: "Большой город - большое одиночество"...
- А кто это - лимляне?
- Ну... про них в другой раз. А теперь дай-ка, я ещё поработаю. Дорисую.
- Давай... а я ужин сделаю.
- Только скажи, а товалищ Сталин к нам плиедет?
- А что? Может быть, на дачу и приедет. У него такая же дочка, как ты!
***
В подборке картины 1930-1950 лет. Классический соцреализм.
Когда это направление живописи бранят за "лакировку-приукрашивание", так и хочется спросить: а в чём оно, это приукрашивание? Слишком красивые люди или слишком яркое солнце?
Да нет, ключевое слово здесь - РЕАЛИЗМ. Умение художника... рисовать.
Продолжение разговора здесь:
Другие рассказы о художниках здесь: