Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Советские композиторы: Эдуард Артемьев

Его называли «русским Морриконе», но, по иронии судьбы, некий импровизированный поединок, композиторская дуэль, у Морриконе состоялась не с Эдуардом Артемьевым, а с Александром Зацепиным при создании саундтрека к х/ф «Красная палатка». Тот фильм так и вышел в двух версиях: с музыкой Морриконе и с музыкой Зацепина. Если кто-то не в курсе той истории,то можете обратиться к материалу почти двухгодичной давности, под названием «ДВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ВЗГЛЯДА НА ОДНУ ТРАГЕДИЮ». Как по мне, так Морриконе в той дуэли потерпел поражение, но возможно кто-то считает иначе - тут спорить бессмысленно. Да и вообще такие вот противопоставления («Русский(ая) Морриконе...Карузо...Эдит Пиаф и т.п.») изначально некорректны - любое талантливо созданное произведение принадлежит его АВТОРУ, который имеет имя собственное и какие то аналогии с указанием географического или национального признака, звучат, чаще всего, неуместно.

Поэтому, говоря о Эдуарде Артемьеве я могу сказать лишь то, что это один из величайших композиторов инструменталистов (особенно в области электронной музыки) не только в нашей стране, но и в мире. И никаких параллелей и сравнений.

Ещё одно интересное совпадение, связывающее Эдуарда Артемьева и Александра Зацепина заключается в том, что у них один и тот же родной город в котором они появились на свет: Новосибирск. Правда Эдуард Николаевич на 11 лет моложе Александра Сергеевича. Зацепин родился в 1926-м году, а Артемьев в 1937-м и поэтому причислить их к одному поколению я не рискну. И ещё: родители Эдуарда Артемьева - москвичи, а в Новосибирске лишь жили некоторое время. В семилетнем возрасте Эдуард был отправлен в Москву, к дяде. В Москве он получил первоначальное музыкальное образование в Московском хоровом училище, а уже в 1960-м окончил Московскую консерваторию по классу композиции Ю. А. Шапорина.

Всё в том же году состоялось знакомство Эдуарда Артемьева с Евгением Александровичем Мурзиным: создателем одного из первых в мире синтезаторов. После чего Артемьев занялся исследованиями синтеза звука и электронной музыки (экспериментировал в студии Музея им. А. Скрябина, работал программистом в НИИ) и работал в первой в СССР экспериментальной студии электронной музыки. В 1968 на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции был представлен уникальный фотоэлектрический синтезатор «АНС» (изобретатель - Е. Мурзин, электронные композиции - Артемьев).

Но по-настоящему широкую известность Эдуарду Артемьеву принëс кинематограф. Он написал музыку более чем к 150 художественным фильмам, документальным и мультипликационным лентам. Среди них — три фильма А. Тарковского: «Солярис» (1972), «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1979), фильмы Н. Михалкова, А. Кончаловского и В. Абдрашитова. Музыка Артемьева к кинофильмам Никиты Михалкова вышла на альбоме «Территория любви» (1998), а к примеру саундтрек к фильму Кончаловского "Сибириада"вышел на виниловой пластинке во Франции ещё в 1979 году ( см.фото). При этом в СССР данная пластинка выпущена не была. С полной дискографией работ Эдуарда Артемьева можно ознакомиться ЗДЕСЬ

Лучшие из песен Артемьева — это песни из кинофильмов либо песни, возникшие на материале музыки фильмов («Полёт на дельтаплане», «Затихло где-то танго»), оригинальные песни-баллады, песни-поэмы («Здравствуй, день!», «Воспоминание», «Костры рябин», «Звёздные просторы», «Всё зелёное в сердце со мной»), звучащие в исполнении Г. Трофимова, В. Леонтьева, Ж. Рождественской, Р. Бабаян. Пример синтеза электронного рока и симфонической музыки — вокальный цикл Артемьева «Кто я?» на стихи Ю. Рытхэу, созданный по заказу певицы Жанны Рождественской. Написана рок-опера «Преступление и наказание» (по мотивам романа Ф. Достоевского).

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=sAr8Hx_szOk

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=QQz1cP0SAh8

Артемьев является членом Союза композиторов и Союза кинематографистов России, президентом основанной им же в 1990 году «Российской ассоциации электроакустической музыки», а также членом исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО. Читает лекции для студентов-композиторов Московской консерватории и проводит мастер-классы. С 1964 по 1985 год работал старшим преподавателем по классу инструментовки в Институте культуры.

Сейчас Эдуарду Николаевичу 84 года (в ноябре должно исполниться 85) и это ещё один российский композитор - долгожитель. Хочется пожелать Эдуарду Николаевичу дожить как минимум до возраста его земляка: Александра Сергеевича Зацепина. И хотя созданных Артемьевым произведений иному на несколько жизней бы хватило, всё-таки человек должен продолжать творить в любом возрасте. И вполне возможно что Эдуард Николаевич Артемьев ещё удивит нас своими новыми работами.

Вот почти трех-часовая подборка музыки Э.Артемьева из кинофильмов которую можно слушать бесконечно:

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=E8Jup0cwGag

Вот "сборник" чуть поменьше:

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Ec62xyvax2E

При создании статьи частично использовались материалы Википедии.