Найти в Дзене
Загадки истории

Гонки на колесницах в Древнем Риме: последствия мятежи и увечья

Оглавление

Гонки на колесницах в Древнем Риме были чем-то невероятным. Уникальным явлением, какого не существует сейчас. Впрочем, и хорошо, наверное, что не существует. Ведь приводили они к разным последствиям. В том числе и негативным.

В России устраивают теперь скачки. Но это не то. Всю эту историю с колесницами лучше сравнивать с современным футболом. Точнее, с «околофутболом». Если не слышали никогда этого термина, то поясню: речь идет о делах фанатских движений, о том, чем занимаются группировки болельщиков, так называемые «футбольные хулиганы». Почему так? Расскажу.

Эволюция колесниц

Вообще, их придумали не в Древнем Риме и даже не в Древней Греции. Колесницы появились в Египте, на Ближнем Востоке. Народы, проживавшие в указанных регионах, использовали лошадей, запряженных в легкие и быстрые повозки в военных целях. Греки и римляне, как-то так сложилось, отдавали предпочтение пехотному строю, поэтому у них колесницы хоть и использовались, но не в военных целях.

Военачальник-победитель проезжает в колеснице по городу – можно представить. Но это был максимум, который можно было отнести к военной теме.

В Риме колесницы использовали в цирках и на ипподромах. Самые известные:

1. Большой цирк в Риме (городе), который в лучшие свои годы мог легко вместить пару сотен тысяч зрителей.

2. Ипподром в Константинополе – появился во времена существования Византии.

Пока ничего про «околофутбол». Наверное, многие догадались, что происходило:

1. Существовали цирковые фракции. Их было четыре: синие, зеленые, красные и белые.

2. У каждой фракции были толпы поклонников.

3. Фанаты никогда не меняли цвет. Если человек начинал болеть за зеленых, то он так и до конца дней оставался верен цвету.

4. Колесничие, бывали случаи, переходили из фракции во фракцию. Например, возница был синим, а стал красным. Не знаю, насколько тяжело это переживали фанаты. Скорее всего, тяжело. Фанатизм – это дело такое. Там зачастую разум отключается, остаются только эмоции.

Люди во фракциях были очень дружны между собой и всегда отстаивали интересы своего цвета.

Как гладиаторы

Очень часто вспоминают людей, которые выходили на арену, чтобы сразиться с противником-человеком или зверем. А колесничих как-то несправедливо обходят вниманием. И совершенно зря. Их род занятий тоже был опасен.

Изначально гонки проводили только в дни самых больших римских праздников. Например, после сбора урожая. Но народу так хотелось зрелищ, что гонки на колесницах стали организовывать чаще.

Представьте:

огромный цирк, несколько сотен тысяч зрителей, император присутствует на мероприятии. Фанаты болеют за своих. Там, кстати, дело было не только в преданности цветам. Но и в деньгах. Да, люди ставили средства на победу тех или иных колесничих. Это подогревало эмоции.

Император тоже за кого-либо переживал.

В заезде могли участвовать 20 – 24 колесницы. За один день на ипподроме или на территории цирка могло появиться до 1000 лошадей. Можно посчитать:

обычно ездили на бигах (две лошади) или квадригах (четыре лошади). Допустим, что в какой-то из дней, когда организовывались заезды, использовали только квадриги. 1000/4=250 колесниц. Если в заезде могли принимать участие 24 колесницы, то получается, что проводили 11 заездов. Это минимум.

-2

Я немного увлеклась расчетами. И забыла про самое главное: на колесницах ездить было очень опасно. Многие возницы не доживали «до пенсии».

Снова представьте:

· огромный стадион;

· две дюжины колесниц летят наперегонки.

Во-первых, каждому колесничему нужно быть предельно аккуратным, чтобы не зацепить кого-то из соперников. Иначе – катастрофа. Во-вторых, на поворотах почти нельзя было сбавлять скорость. Все соперники летели, как ветер. И в этом тоже была опасность. Одна неловкость – и авария.

Так что колесничие сильно рисковали. Но были и такие, кто доживал до старости. Их считали самыми настоящими суперзвездами.

Вот к чему могли привести гонки: к деньгам и славе. Гай Аппулей Диокл выиграл почти 1500 заездов. Третью часть из того, в чем участвовал. Когда возница постарел и завершил карьеру, у него была в распоряжении сумма, которая сопоставима с современными 15 млрд. долларов.

Восстание Ника

Гонки приводили и к печальным последствиям. Например, 13 января 532 года синие и зеленые попросили у императора Юстиниана милости к ранее арестованным товарищам. Правитель проигнорировал фанатов гонок. А те устроили восстание, скандируя: «Ника!» - «Победа!». Юстиниан даже хотел бежать из страны. Но взял себя в руки, подавил мятеж. Считается, что на ипподроме в Константинополе сложили свои головы около 30 тыс. человек.

Вот такими были эти гонки.