Рассказ " Плохиш", часть 1.
Плохишом Серёжу назвали ещё в 1 классе. И так это прозвище прилипло к нему, что и учителя, и одноклассники редко обращались к парню по имени. И сам он охотно отзывался на Плохиша. И ему не было обидно. Он сам мог обидеть любого и каждого. Собственно, по этой причине и получил такое прозвище.
Когда учительница начальных классов просила детей старательно выводить палочки и крючки, Серёжа залезал под стол и усиленно начинал царапать ручкой по полу.
Дело было в начале 90 - ых, когда дети уже начали " качать" свои права. И Серёжа знал, что ему ничего не будет. И на призывы учительницы заняться делом, всякий раз отвечал:
- Не буду, не хочу, отстаньте от меня.
- И что мне с тобой делать? - разводила руками учительница.
- Воспитывать, школа же должна учить и воспитывать,- отвечал Серёжа словами, которые слышал от отца.
Когда дома родители выясняли отношения и мама упрекала отца в том, что он мало занимается воспитанием сына, отец постоянно повторял, что "этим занимаются в школе". Сергей быстро все услышанное намотал себе на ус и при каждом удобном случае повторял, если приходилось оправдываться перед учителем.
Больше всего в школе Плохишу нравились перемены. Это были 10 или 15 минут, когда можно пошалить и " вытворить" что-то такое, от чего у учительницы волосы вставали дыбом.
В то время, когда другие дети на переменке старались подойти к столу учительницы, чтобы поговорить с ней, рассказать что-нибудь или спросить, Серёжа ждал момента, когда она выйдет из класса. Он быстро клал на стул игрушечного паука, а потом хохотал, видя, как бедная учительница испуганно вскрикивала. Или приносил в школу майских жуков, а потом выпускал их из коробочки. Они жужжали, начинался переполох. Урок был сорван, а Серёжа доволен. Но это самое безобидное из того, что он мог вытворить. Частенько в ход шли тетради, ручки одноклассников. Все ломалось, рвалось на мелкие кусочки. Сам Сергей не мог найти объяснение таким поступкам. Просто ему захотелось так поступить. Почему именно? Он не мог ответить.
Маме Плохиша приходилось не раз краснеть за сына, ее часто вызывали в школу. Такие дни для Серёжи были настоящим испытанием. Он знал, что дома его по головке не погладят. Мама обычно после таких визитов плакала, а отец брал в руки ремень.
- Не трогай его,- кричала мама сквозь слезы, - он маленький. Ремнем не поможешь. Только хуже будет.
- Нет, я сделаю из него человека,- отец становился страшным в такие моменты, и Сергей его очень боялся.
- Твой сын - это твоё отражение, - продолжала мама,- а гены, как говорится, вещь серьёзная.
- Так ты меня обвиняешь? Значит, наш сын в меня пошёл? А ты вся такая мягкая и пушистая?- отец забывал о ремне и начинал ругаться с матерью.
Серёжа был рад такому повороту событий и думал, что и на этот раз все обошлось. Правда, маму ему было жаль. Отец в гневе не стеснялся в выражениях, а иногда мог и пригрозить кулаком. Тогда Серёжа, сам дрожа от страха, бежал к маме и кричал отцу:
- Мамку мою не обижай, не дам!
Отец приходил в себя и отступал. Долго ещё ругался и матерился, а потом уходил в другую комнату.
А на следующий день Серёжа в школе превращался в самого настоящего Плохиша. Ему хотелось сделать больно всем, кто попадался у него на пути. Тогда попадало одноклассницам, которым он ставил подножки. Но больше всего доставалось учительнице, которой приходилось то и дело вытягивать Серёжу из-под парты.
- Если так будет продолжаться, ты останешься на второй год! - однажды сказала учительница.- Будешь учиться с маленькими. Может, тогда что- нибудь поймёшь.
- Не хочу на второй год! - хныкал Плохиш. - Хочу учиться вместе со всеми!
- Тогда веди себя как школьник, а не как ребёнок в детском саду.
- Ыгы,- всхлипывал Серёжа, - и успокаивался, но лишь на некоторое время, а потом принимался за старое.
Скучно ему было просто ходить в школу и сидеть целый день за школьной партой. Хотелось играть или придумывать что-нибудь этакое. Часто Серёжа и сам не знал, что выкинет. Все происходило само собой.
Когда родители развелись (Серёжа учился в 5 классе), все стало ещё хуже. Он часто приходил в школу без портфеля, хотя мама сама собирала сына в школу. Просиживал " от звонка и до звонка", обязательно что-нибудь придумывая. То рогатку принесет, то из самодельной трубочки начнет плеваться. Или доску мылом натрет, чтобы на ней невозможно было писать. В общем, хоть что-то, но выкинет Плохиш.
Ни одна драка в школе без него не обходилась. Серёжа был в числе первых, кто выходил на " бой". И было не так важно, с кем. Он не боялся помериться силой и с ровесниками, и со старшеклассниками.
Неудивительно, что учителя Серёжу недолюбливали. И он отвечал им взаимностью. Только с уважением относился к старенькому физику. Этот пожилой учитель так любил свой предмет, что объяснял каждую тему с вдохновением, как будто бы важнее ничего в мире нет. И хотя в физике разбирались в классе только единицы, седого учителя слушали все.
Остальным учителям Сергей хамил, вел себя дерзко и вызывающе.
- По тебе тюрьма плачет,- не выдержала как-то молодая учительница иностранного языка, когда Серёжа начал с ней пререкаться.
- Посмотрим,- со злостью ответил Плохиш.