Итак, в продолжение темы древних народов сегодня я хочу рассказать вам о таинственном народе аргиппеи. Множество, слухов, споров, сравнений и легенд ходят о них, но я постараюсь опираться не на домыслы, а как обычно на Геродота, отца истории, и мнения разных ученых мужей.
Вероятнее всего о аргиппеях Геродот узнал от скифских племен, которые освободились от власти царских скифов и ушли на земли выше и восточнее йирков, чему соответствует текст, что эти скифы жили по соседству с аргиппеями:
"Над иирками к востоку живут другие скифские племена. Они освободились от ига царских скифов и заняли эту землю.
Вплоть до области этих скифов вся упомянутая выше страна представляет равнину с толстым слоем почвы. А оттуда земля уже твердая, как камень, и неровная. После долгого перехода по этой каменистой области придешь в страну, где у подножия высоких гор обитают люди."
Так Геродот в IV книге главе 23 начинает описывать место где проживают аргиппеи. В тексте своем он пишет о "твердых, как камень, и неровных" землях - вероятнее всего это земли Соленых степей, древнего морского дна, на почве которого лежит кора.
Что же касаемо "у подножия высоких гор" - некоторые источники переводят как "у подножия Рипейских гор обитает справедливейший народ – аргиппеи" - Рипейскими (Рифейскими) или Гиперборейскими горами древние люди называли Урал, чему соответствуют записи в античных источниках. По Геродоту Скифия имела форму правильного квадрата, в котором южной границей было море, а северной границей Рипейские горы. У некоторых древних источников Рифейские горы были до небес, Рифей (греч.) в мифологии это горная гряда, на которой спал бог снега и бурь Борей, имевший ледяное сердце. Немного отошли от темы и снова вернемся к аргиппеям.
Этническую принадлежность аргиппеев пока не удается установить, в отличии от других народов. Аргиппеи - загадочный и необычный народ, и исходя из текста, скифы бывавшие у них были настолько поражены их внешностью, обличием и пищей, что рассказывали о данном народе своим соседям, а в последствии и Геродоту. Вот как "отец истории" описывает это:
"Как передают, все они, как мужчины, так и женщины, лысые от рождения, плосконосые и с широкими подбородками. Говорят они на особом языке, одеваются по-скифски, а питаются древесными плодами. Имя дерева, плоды которого они употребляют в пищу, понтик. Величиной это дерево почти что со смоковницу, плод его похож на бобовый, но с косточкой внутри."
По мнению И. И. Соколова и С. Я. Лурье, аргиппеи являются древними потомками башкир исходя из описания и их территориальной составляющей. Так же следует добавить, что древнебашкирское племя тазларцев (от таз «плешивый») Дж. Г. Киекбаев считал потомками аргиппеев и так же упоминал об этом в своих трудах.
Что же касаемо дерева под названием понтик - тут споров еще больше. Некоторые ученые считают, что это подорожник (Prunus padus L.), опираясь на описание рецепта (будет чуть ниже) и на то, что Джунгары в северном Китае и теперь еще едят с молоком плоды этого дерева. Некоторые считают, что это тамаринд, исходя из описания величины дерева "почти что со смоковницу", а это около 10 метров и описания плода, который "похож на бобовый, но с косточкой внутри". Иные же, подводят под эти параметры рожковое дерево Цератонию. К единому мнение пока не пришли.
Далее Геродот описывает приготовление пищи из данных плодов и звучит это так:
"Спелый плод выжимают через ткань, и из него вытекает черный сок под названием «асхи». Сок этот они лижут и пьют, смешивая с молоком. Из гущи асхи они приготовляют в пищу лепешки."
По мнению С. Я. Лурье, слово «асхи» (ачи) можно сравнить с древнетюркским «ачуг» (горький), а так же у современных башкир есть кушанье «ахша», что подталкивает ученого опять же на мысль о том, что аргиппеи древние потомки башкир.
Далее Геродот описывает бытность и строй аргиппеев:
"Скота у них немного, потому что пастбища там плохие. Каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрышки. Никто из людей их не обижает, так как они почитаются священными и у них даже нет боевого оружия. Они улаживают распри соседей, и если у них найдет убежище какой-нибудь изгнанник, то его никто не смеет обидеть."
Исходя их описания земель выше - твердая, как камень и неровная - не трудно догадаться почему у аргиппеев "немного" скота и "плохие пастбища".
Что же касаемо "священного", миролюбивого народа аргиппеев - в древние времена это было огромной редкостью (даже если вспомнить те немногие народности, о которых я писала ранее), мало того со слов "отца истории" у них не было даже боевого оружия, что видимо еще больше удивляло приходящих к ним скифов, эллинов и разных торговцев.
Еще одно подтверждение того, что о аргиппеях Геродоту рассказали скифы имеет следующий текст:
"Страны до этих лысых людей и народы, живущие по сю сторону их, хорошо известны, так как к ним иногда приходят скифы. Ведь сведения о них можно легко получить не только от скифов, но и от эллинов из Борисфенской торговой гавани и прочих понтийских торговых городов. Скифы же, когда приходят к аргиппеям, ведут с ними переговоры при помощи семи толмачей на семи языках."
Исходя из подробного описания переговоров непосредственно скифов можно сделать именно такие выводы.
И в окончании своего описания аргиппеев Геродот рассказывает о территориальности:
"Итак, области до этих лысых людей нам еще знакомы, о том же, что выше их, никто с точностью сказать не может. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил. По словам лысых, на горах обитают, хотя я этому не верю, козлоногие люди, а за этими горами — другие люди, которые спят шесть месяцев в году. Этому-то я уж вовсе не верю. Области к востоку от лысых достоверно известны: там живут исседоны. Но о землях к северу от исседонов и лысых мы ничего не знаем, кроме того, что они сами рассказывают."
Стоит заметить, что Геродот и сам не всегда слепо верил рассказчикам, но сказания все тщательно записывал.
И последнее, пожалуй, самое удивительное. Некоторые античные авторы допускали, что "священные аргиппеи" были не только географическими соседями "счастливых гипербореев", но и их ближайшими «родственниками». На этот факт указывают знатоки вопроса: «Плиний прямо связывает аргиппеев (аримфеев) со счастливыми гипербореями, а Птолемей заменяет аргиппеев своими сарматами-гипербореями...». Гиппократ же был первым, кто попытался объяснить врожденную плешивость аргиппеев. Это понятно: врач должен не констатировать факт, а поставить ему диагноз. Гиппократ, как и другие античные авторы, считал аргиппеев обычными людьми. Но людьми, подверженными какой-то общей болезни. Эта болезнь, по его мнению, и проявлялась, как лысость головы у всего народа. Современные медики называют такие массовые заболевания эндемическими и часто связывают с качеством воды, потребляемой людьми данного региона. Такой диагноз поставил и Гиппократ: «Но Гиппократ, одной из причин, определяющих особенности физического облика аргиппеев (в том числе, их безволосость) считает то, что «они пьют снеговую и ледяную воду» (Пьянков И.В. « Аргиппеи /Источники» , Ученые записки УрГУ, № 101, Серия историческая, вып. 17).
На этом пожалуй я и закончу. Подписывайтесь, читайте, ставьте лайки и комментируйте - вам не сложно, а мне приятно.
Источник:
Евгений Каштанов "К вопросу об идентификации аргиппеев"
Плиний Старший "Естественная история"