Найти тему

Уроки истории. Аргиппеи

Итак, в продолжение темы древних народов сегодня я хочу рассказать вам о таинственном народе аргиппеи. Множество, слухов, споров, сравнений и легенд ходят о них, но я постараюсь опираться не на домыслы, а как обычно на Геродота, отца истории, и мнения разных ученых мужей.

Портрет «лысого антропоида» на древнегреческой вазе (рисунок взят из книги Д. Баянова «Леший по прозвищу обезьяна»)
Портрет «лысого антропоида» на древнегреческой вазе (рисунок взят из книги Д. Баянова «Леший по прозвищу обезьяна»)

Вероятнее всего о аргиппеях Геродот узнал от скифских племен, которые освободились от власти царских скифов и ушли на земли выше и восточнее йирков, чему соответствует текст, что эти скифы жили по соседству с аргиппеями:

"Над иир­ка­ми к восто­ку живут дру­гие скиф­ские пле­ме­на. Они осво­бо­ди­лись от ига цар­ских ски­фов и заня­ли эту зем­лю.

Вплоть до обла­сти этих ски­фов вся упо­мя­ну­тая выше стра­на пред­став­ля­ет рав­ни­ну с тол­стым сло­ем поч­вы. А оттуда зем­ля уже твер­дая, как камень, и неров­ная. После дол­го­го пере­хо­да по этой каме­ни­стой обла­сти при­дешь в стра­ну, где у под­но­жия высо­ких гор оби­та­ют люди."

Так Геродот в IV книге главе 23 начинает описывать место где проживают аргиппеи. В тексте своем он пишет о "твер­дых, как камень, и неров­ных" землях - вероятнее всего это земли Соленых степей, древнего морского дна, на почве которого лежит кора.

Что же касаемо "у под­но­жия высо­ких гор" - некоторые источники переводят как "у подножия Рипейских гор обитает справедливейший народ – аргиппеи" - Рипейскими (Рифейскими) или Гиперборейскими горами древние люди называли Урал, чему соответствуют записи в античных источниках. По Геродоту Скифия имела форму правильного квадрата, в котором южной границей было море, а северной границей Рипейские горы. У некоторых древних источников Рифейские горы были до небес, Рифей (греч.) в мифологии это горная гряда, на которой спал бог снега и бурь Борей, имевший ледяное сердце. Немного отошли от темы и снова вернемся к аргиппеям.

Этническую принадлежность аргиппеев пока не удается установить, в отличии от других народов. Аргиппеи - загадочный и необычный народ, и исходя из текста, скифы бывавшие у них были настолько поражены их внешностью, обличием и пищей, что рассказывали о данном народе своим соседям, а в последствии и Геродоту. Вот как "отец истории" описывает это:

"Как пере­да­ют, все они, как муж­чи­ны, так и жен­щи­ны, лысые от рож­де­ния, плос­ко­но­сые и с широ­ки­ми под­бо­род­ка­ми. Гово­рят они на осо­бом язы­ке, оде­ва­ют­ся по-скиф­ски, а пита­ют­ся дре­вес­ны­ми пло­да­ми. Имя дере­ва, пло­ды кото­ро­го они употреб­ля­ют в пищу, пон­тик. Вели­чи­ной это дере­во почти что со смо­ков­ни­цу, плод его похож на бобо­вый, но с косточ­кой внут­ри."

По мнению И. И. Соколова и С. Я. Лурье, аргиппеи являются древними потомками башкир исходя из описания и их территориальной составляющей. Так же следует добавить, что древнебашкирское племя тазларцев (от таз «плешивый») Дж. Г. Киекбаев считал потомками аргиппеев и так же упоминал об этом в своих трудах.

Что же касаемо дерева под названием понтик - тут споров еще больше. Некоторые ученые считают, что это подорожник (Pru­nus pa­dus L.), опираясь на описание рецепта (будет чуть ниже) и на то, что Джун­га­ры в север­ном Китае и теперь еще едят с моло­ком пло­ды это­го дере­ва. Некоторые считают, что это тамаринд, исходя из описания величины дерева "почти что со смо­ков­ни­цу", а это около 10 метров и описания плода, который "похож на бобо­вый, но с косточ­кой внут­ри". Иные же, подводят под эти параметры рожковое дерево Цератонию. К единому мнение пока не пришли.

Далее Геродот описывает приготовление пищи из данных плодов и звучит это так:

"Спе­лый плод выжи­ма­ют через ткань, и из него выте­ка­ет чер­ный сок под назва­ни­ем «асхи». Сок этот они лижут и пьют, сме­ши­вая с моло­ком. Из гущи асхи они при­готов­ля­ют в пищу лепеш­ки."

По мнению С. Я. Лурье, слово «асхи» (ачи) мож­но сравнить с древнетюркским «ачуг» (горь­кий), а так же у современных баш­кир есть куша­нье «ахша», что подталкивает ученого опять же на мысль о том, что аргиппеи древние потомки башкир.

Далее Геродот описывает бытность и строй аргиппеев:

"Скота у них немного, потому что паст­би­ща там пло­хие. Каждый живет под дере­вом. На зиму дере­во вся­кий раз покры­ва­ют плот­ным белым вой­ло­ком, а летом оставляют без покрышки. Никто из людей их не оби­жа­ет, так как они почитают­ся свя­щен­ны­ми и у них даже нет бое­во­го ору­жия. Они ула­жи­ва­ют рас­при соседей, и если у них най­дет убе­жи­ще какой-нибудь изгнан­ник, то его никто не сме­ет обидеть."

Исходя их описания земель выше - твердая, как камень и неровная - не трудно догадаться почему у аргиппеев "немного" скота и "плохие пастбища".

Что же касаемо "священного", миролюбивого народа аргиппеев - в древние времена это было огромной редкостью (даже если вспомнить те немногие народности, о которых я писала ранее), мало того со слов "отца истории" у них не было даже боевого оружия, что видимо еще больше удивляло приходящих к ним скифов, эллинов и разных торговцев.

Еще одно подтверждение того, что о аргиппеях Геродоту рассказали скифы имеет следующий текст:

"Стра­ны до этих лысых людей и наро­ды, живу­щие по сю сто­ро­ну их, хоро­шо извест­ны, так как к ним ино­гда при­хо­дят ски­фы. Ведь сведе­ния о них мож­но лег­ко полу­чить не толь­ко от ски­фов, но и от элли­нов из Бори­сфен­ской тор­го­вой гава­ни и про­чих пон­тий­ских тор­го­вых горо­дов. Ски­фы же, когда при­хо­дят к аргип­пе­ям, ведут с ними пере­го­во­ры при помо­щи семи тол­ма­чей на семи язы­ках."

Исходя из подробного описания переговоров непосредственно скифов можно сделать именно такие выводы.

И в окончании своего описания аргиппеев Геродот рассказывает о территориальности:

"Итак, обла­сти до этих лысых людей нам еще зна­ко­мы, о том же, что выше их, никто с точ­но­стью ска­зать не может. Эти стра­ны отде­ля­ют высо­кие, недо­ступ­ные горы, и никто их еще не пере­хо­дил. По сло­вам лысых, на горах оби­та­ют, хотя я это­му не верю, коз­ло­но­гие люди, а за эти­ми гора­ми — дру­гие люди, кото­рые спят шесть меся­цев в году. Это­му-то я уж вовсе не верю. Обла­сти к восто­ку от лысых досто­вер­но извест­ны: там живут иссе­до­ны. Но о зем­лях к севе­ру от иссе­до­нов и лысых мы ниче­го не зна­ем, кро­ме того, что они сами рас­ска­зы­ва­ют."

Стоит заметить, что Геродот и сам не всегда слепо верил рассказчикам, но сказания все тщательно записывал.

И последнее, пожалуй, самое удивительное. Некоторые античные авторы допускали, что "священные аргиппеи" были не только географическими соседями "счастливых гипербореев", но и их ближайшими «родственниками». На этот факт указывают знатоки вопроса: «Плиний прямо связывает аргиппеев (аримфеев) со счастливыми гипербореями, а Птолемей заменяет аргиппеев своими сарматами-гипербореями...». Гиппократ же был первым, кто попытался объяснить врожденную плешивость аргиппеев. Это понятно: врач должен не констатировать факт, а поставить ему диагноз. Гиппократ, как и другие античные авторы, считал аргиппеев обычными людьми. Но людьми, подверженными какой-то общей болезни. Эта болезнь, по его мнению, и проявлялась, как лысость головы у всего народа. Современные медики называют такие массовые заболевания эндемическими и часто связывают с качеством воды, потребляемой людьми данного региона. Такой диагноз поставил и Гиппократ: «Но Гиппократ, одной из причин, определяющих особенности физического облика аргиппеев (в том числе, их безволосость) считает то, что «они пьют снеговую и ледяную воду» (Пьянков И.В. « Аргиппеи /Источники» , Ученые записки УрГУ, № 101, Серия историческая, вып. 17).

На этом пожалуй я и закончу. Подписывайтесь, читайте, ставьте лайки и комментируйте - вам не сложно, а мне приятно.

Источник:

Евгений Каштанов "К вопросу об идентификации аргиппеев"

Плиний Старший "Естественная история"

Геродот "История. Книга IV. Мельпомена"

Российский гуманитарный журнал. Том 5. №5. 2016 г.