Когда мы вошли в вестибюль, и я увидела лестницу, решила, что вряд ли впереди ждет что-то чудесней. Мы стали подниматься по ступенькам, гризайль кружилась рядом, обволакивая серо-голубоватым сиянием как туман. Светильники между этажами, создавали ощущение устремленности ввысь; цепь, соединяющая их, казалась бесконечной, уходящей в небесное пространство.
Второй этаж начала череда маленьких помещений, выпрыгивающих друг из друга как матрешки. Мраморная ванна, кабинет, комната наследника, гардеробная, туалетная, спальня…Дачные комнаты без каких-либо излишеств, все довольно традиционно за исключением деталей.
Как было не вспомнить И.Н. Бенуа, которая в конце 60-х годов начала изучать материалы по истории строительства дворца #«Коттедж». На возрождение Коттеджа ушли десятилетия и ожили резные рамы картин, коробки дверных проемов, жардиньерки и многое другое воссозданное по чертежам Ирины Николаевны. На свои места вернулась живопись, скульптура, фарфор, бронза. Хранителям дворца удалось эвакуировать и сохранить более 80% экспонатов Коттеджа.
Вот откуда эта ощущение цельности и уюта. Гостиная меня покорила, стен не существовало, интерьер слился с парком. Стены окрашены в цвет крон за окнами, которые будто бы тихо шелестели рядом, не замечая балконной двери и окон.
#Гостиная была когда-то наполнена живой зеленью, которая вилась по готическим ширмам. Садовник все лето без устали носил цветы для многочисленных ваз и кашпо. Не мудрено, что Николай часто засыпал на несколько минут возле Александры Федоровны.
Она также как и супруг не любила праздности. Была постоянно чем-то занята, вышивала, писала близким в Пруссию, читала. С уходом из жuзнu свекрови, Марии Федоровны, занялась попечительством учебных заведений, приютов, богаделен, отдавая более половины своих доходов на #благотворительность.
Великая княгиня Ольга Николаевна так пишет о Матери:
«Я не помню ее иначе как веселой, доброй и всегда в одинаковом настроении. В прелести и простоте своего существа она была недоступна ничему злому. Она была именно Матерью. …С ней мы чувствовали себя дома и как в раю».
Кабинет Александры Федоровны живoй и дышит. И снова я осталась одна и все смотрела на рисунок ширмы и вазу с розами на подоконнике. Впечатление, что хозяйка только что вышла.
Здесь императрица окружила себя портретами детей, их рисунками, приятными сердцу безделушками. Воспоминания о родине и матери стены кабинеты все-таки сохранили, это сильней разрушений и запустений.
В витрине поблескивает чашка, из которой королева Луиза пила молоко незадолго до рождения Шарлотты, будущей Александры Федоровны. Несмотря на всю притягательность кабинета, ушла с чувством, что подсматривала в приоткрытую дверь за чужой жизнью.
Довольно интересен Большой #кабинет Николая I, - самое большое помещение второго этажа, с окнами на Финский залив. Ажурная веерная лепка, резной декор в готическом стиле - все в гармонии с залами первого этажа. Здесь мебель выполнена из дубов, посаженных Петром I в Летнем саду и поваленных бурей в царствование его правнука.
Николай очень чтил память своего предка и в рабочем кабинете Коттеджа многое напоминает о Петре и его деяниях. В память о первом императоре России стены кабинета украшены полотнами голландских мастеров и портретами Петра Великого.
Под крышей дворца устроен мансардный этаж, здесь находились комнаты прислуги, гардеробная, учебные классы детей и Морской кабинет. Кабинет мы смогли увидеть не переступая порог, от двери открывается великолепный вид на Финский залив, на стенах картины на морскую тематику, слева на столе серебряный рупор.
Николай выходил на балкон и с его помощью передавал сообщения на башню телеграфа для Кронштадта. Отсюда же из телескопа #Николай I наблюдал англо-французскую эскадру у кронштадтского рейда во время Крымской voйnы.
Положение страны становится все сложнее и император покинул Петергоф, чтобы больше никогда не вернуться в Коттедж.
С сыновьями был строг, комнаты детей обставлены более чем скромно. Мальчики обучались всем фундаментальным дисциплинам, военная служба была для них обязательна. Ведение дневников отец-император контролировал лично, считая, что это формирует в детях осознание долга перед государством и приучает к ответственности.
Одно из последних помещений #столовая на первом этаже Коттеджа, была пристроена к восточному фасаду по проекту А.И. Штакеншнейдера в середине 19 века. В центре зала большой стол и стулья с высокими резными спинками, на которых вышит герб Александрии. На столе Собственный #сервиз, изготовленный специально для Коттеджа, - фарфор простых форм, хрусталь, сосуды из рубинового изумрудного стекла, вазы.
Торжественное и недоступное помещение, лазер следит за шагами и движением рук и мгновенно предупреждает о границе былого и реальности.
За столом Николай, он чрезвычайно умерен в еде, рядом императрица с креманкой в руке, белокурая Ольга, родившаяся в Аничковом дворце, Мария – будущая хозяйка Мариинского, романтичная и музыкальная Александра, сыновья….Александр -в грядущем царь-освободитель, даровавший свободу миллионам людей.
Солнечный свет играет в цветном стекле так любимом Александрой Федоровной, рассказывая о романе клинка и розы, который длился без малого четыре десятка лет. Стоит только прислушаться и остановиться, вы почувствуете тепло семейного очага, оставшееся нам в наследство.
Спасибо, что прочитали!