Найти тему
Театр Олега Табакова

«Что делать? Ну что делать?» О «Старшей сестре» Александра Володина. Часть первая.

В декабре 2012 года состоялась премьера спектакля «Сестра Надежда» по пьесе «Старшая сестра» Александра Володина в постановке Александра Марина. Сегодня рассказываем об истории создания «Старшей сестры» и опыте ее постановки в различных театрах страны.

Сцена из спектакля «Сестра Надежда» (2012) Театра Олега Табакова
Сцена из спектакля «Сестра Надежда» (2012) Театра Олега Табакова

Название «Старшая сестра», как правило, вызывает в зрительской памяти последние кадры из давнего фильма Георгия Натансона: нарядные и веселые сестры Надя и Лида Резаевы идут по Дворцовой площади, сияющие Татьяна Доронина и Наталья Тенякова в болоньевых плащах излучают благополучие. Старшая сестра Надя, она же Т. Доронина, стала актрисой, младшая, Лида — Тенякова, рассталась с недостойным женатым Кириллом… Зимний дворец служит двум королевам достойным фоном.

Автор пьесы Александр Володин ненавидел этот финал. В 1961 году он написал пьесу «Моя старшая сестра», в которой не было никакого хеппи-энда. В финале, когда у всех разбита жизнь, Надя разбивает окно (такая вот незамысловатая метафора) и, рухнув на кровать, «сжав веки, качает головой и повторяет все одно: “Что делать? Ну что делать? Ой, ну что же делать?”»

Сцена из спектакля «Сестра Надежда» (2012) Театра Олега Табакова
Сцена из спектакля «Сестра Надежда» (2012) Театра Олега Табакова

Володин счастливых историй об удачливых людях никогда не писал. Просто — никогда. Не умел. Не любил. Не верил в них. Так и «Моя старшая сестра» (написанная в 1961 году, когда уже прошла по многим театрам «Фабричная девчонка» и совершили свою «бархатную театральную революцию» «Пять вечеров», поставленные в ленинградском БДТ и московском «Современнике») — не просто грустная, а безнадежная история. Она о том, как, однажды изменив себе, своему дару, приняв житейскую мораль дяди Мити, испугавшись пойти в актрисы, поставив долг перед сестрой и бытом выше долга перед собственным талантом, Надя Резаева теряет не только индивидуальность, но и эту самую сестру. Потому что жертва непродуктивна и непозволительна. Это жесткая история о том, как люди ломают друг другу жизнь: заботливый дядя Митя — Наде, Надя — Лиде, Лида — Кириллу, Кирилл — жене Шуре… Пьеса — про то самое, необъяснимое, окуджавское:

«Но, знаешь, хоть Бога к себе призови, разве можно понять что-нибудь в любви?»
Сцена из спектакля «Сестра Надежда» (2012) Театра Олега Табакова
Сцена из спектакля «Сестра Надежда» (2012) Театра Олега Табакова

«Старшая сестра» — про непредсказуемость, непроговоренность, сложность жизни. Но это 1961 год, и при всех «оттепельных» послаблениях цензура, уже до этого объявившая володинскому «мелкотемью» войну, не пропустила историю несостоявшихся, поломанных судеб. Как так, роман с женатым человеком? Аморалка. Как так, не стала актрисой в стране сбывающихся «мечт», где их «сбыче» ничто не мешает? И Володин был вынужден приписать тот самый, знакомый всем по фильму, оптимистический последний акт, где Надя все-таки становится успешной актрисой, а в Лиде просыпается нравственное чувство и она отказывается от романа с женатым человеком. Мне когда-то казалось, что «приписка» отменяет драматизм. Теперь думаю — нет, не отменяет. В последнем акте по-володински тихо, но внятно пробивается история еще более драматическая: ты стала актрисой, но, несмотря на твои успехи, общая жизнь разваливается, Лида уходит не только от Кирилла, от тебя уходит. Театр и жизнь несовместимы, последствия наших «воль» непредсказуемы. Надя идет играть пушкинскую Лауру, чтобы на сцене, в гармонии пушкинского стиха изжить тоску по не сложившейся жизни.

Володин остался Володиным. Но через пять лет в фильме Натансона ликующая победительность залила экран панорамой Дворцовой площади, к которой «певец ленинградских коммуналок» Володин, по словам Окуджавы, точно знавший «то, о чем тоскуем мы», не имел никакого отношения. И он, и его герои были жителями других районов…

Сцена из спектакля «Сестра Надежда» (2012) Театра Олега Табакова
Сцена из спектакля «Сестра Надежда» (2012) Театра Олега Табакова

Первую по времени премьеру сыграли 29 декабря 1961 года в БДТ. Режиссер — Георгий Товстоногов. Надя — Татьяна Доронина, Лида — Елена Немченко, дядя Ухов — Евгений Лебедев. По окончании спектакля зрители признавались, что «после этого хочется думать только о жизни, а не об игре актеров, не об искусстве»; умные критики, такие, как Сергей Владимиров, писали, что впечатления от спектакля «свежи и сильны», не укладываются в обычные оценки, а критический официоз клеймил Володина:

«Страдательные интонации героев, их какое-то одиночество, изолированность, отсутствие коллективов, где они работают или учатся, снижают художественное достоинство пьесы, что не могло не сказаться на спектакле».

И правда — нет в пьесе коллективов. Только люди...

Марина Дмитриевская, «Театральный подвал» №33 (ноябрь 2012).

Не пропустите материалы о других наших архивных спектаклях:

«Епифанские шлюзы»

«Ловушка для наследника»

«…И с весной я вернусь к тебе…»

«Волки и овцы»