137,7K подписчиков

Шаг в прошлое. Рассказ. Окончание

8,4K прочитали

Это рассказ о моей маме. О самом близком мне человеке. История моей семьи. Как и тысячи других семейных историй, она тесно переплелась с историей моего Отечества, нашего народа. И так всегда было и будет.

Я не могу ничего изменить. И мой дурацкий фантастический перелет к голодавшей семье бабушки с буханками хлеба, в моих фантазиях, говорит как раз о том, насколько я ограничена. Никто ни в малейшей степени не может изменить прошлое, но самое страшное - это то, что и они не могли изменить своё настоящее.

/Это окончание. А вот начало и вторая часть/

Восьмилетняя Нина, мама моя, после ареста матери, осталась с отцом. Он работал мастером на текстильной фабрике, а в выходные хорошо выпивал. Отец был ранен на фронте. Участились головные боли, а выпивка спасала, хоть ненадолго, но облегчала страдания.

Однажды к ним пришли работники опеки с настоятельным предложением: Нину надо оформлять в детдом, её отец - больной человек. Но он встал горой - "не отдам". Нину он любил. Но частенько выпивать продолжал. Оставалась дочка частенько и ненакормленной, и беспомощной.

Это рассказ о моей маме. О самом близком мне человеке. История моей семьи. Как и тысячи других семейных историй, она тесно переплелась с историей моего Отечества, нашего народа.

Через некоторое время он привел женщину - Екатерину. Она работала на той же фабрике, что и отец.

Екатерина взялась за уже запущенное хозяйство. Нину заставили называть ее мамой. Та не спорила, называла.

Но в душе знала, что мама у неё есть, она одна - это мама Оля. И она обязательно когда-нибудь вернётся!

Нина выходила на мостовую, садилась на большой лежачий у ворот камень и ждала. Столько ждала!

 Мама должна была появиться вот-вот, вот сейчас выйти из-за угла, и обязательно, почему-то, в розовом платье. Ниночка вытирала ладошками слезы, а мамы не было...

Отец выпивал всё чаще, они с Екатериной часто скандалили. Та прятала деньги - он требовал. Мачеха периодически уходила, бросала его, через некоторое время возвращалась, и всё шло по кругу.

До Нины дела им было мало. Постоянно голодную, никому не нужную девчонку жалели соседи. Нет-нет, да кто-то покормит, подарит одежонку.

Её любимым местом стал чердак дома.

Моя мама сидит на диване, смотрит в одну точку и вспоминает:

- Приду из школы, а есть нечего. Екатерина с отцом спят, а в доме - ни кусочка хлеба. Бужу отца, говорю, что кушать хочу ...

И она вспоминает, как отец набрасывался на Екатерину со скандалом - в доме есть ребёнку нечего, как начиналась разборка, а Нина, с перепугу, что в этом её вина, забиралась на чердак - и плакала там.

Вообще чердак стал её любимым местом. Там она хранила некоторые мамины вещи в небольшом холщовом мешке. Часто доставала, раскладывала их и плакала.

Прошло более трёх лет после того, как забрали маму. В 1951 году вышел закон об амнистии тех, у кого дома остались дети возрастом до 14 лет. Таких были тысячи. Очень деловая и грамотная соседка - Мария Михайловна Дешунина, жалела маленькую Ниночку давно. Такая жизнь нелёгкая у девочки! Она и начала хлопотать об освобождении Ольги.

Комнатка, в которой жила семья Нины была крохотная. Спала она на небольшом сундуке.

Однажды рано утром, часов в шесть, в дверь постучали. Отец открыл. Нина, лёжа на своём сундуке, всем своим нутром почувствовала - произошло что-то значительное и радостное.

- Я за дочерью, - услышала она.

Нина лежала, не шевелясь.

- Нина, Ниночка, это я ...

Нина бросилась на шею мамы и заревела. Ольга собрала, одела и увела Нину к родственникам.

Видимо, потом у, тогда ещё молодого, моего деда начался сложный период. Он никак не мог решить - с кем ему остаться. Он любил Нину, да и к Ольге испытывал чувства, и не мог так сразу бросить Екатерину. Стал бегать от одной к другой.

Бабушка моя Оля была не робкого десятка, она пообещала - не подавать на алименты, если он отдаст ей квартиру - ту самую небольшую комнату. Он согласился. Она с Ниной въехала, прописалась и ... на алименты всё-таки подала.

Некоторое время Нина прожила только с мамой. Времена были ещё голодные, очереди долгие, денег не хватало. Мама не сразу устроилась на работу: репрессированных побаивались. А отец потихоньку всё равно помогал, подкармливал дочь.

В конце концов отец вернулся к маме, а она приняла. Такое оно - женское сердце.

Они прожили вместе до конца, не без приключений и ссор, конечно, но вместе. Правда недолго, вскоре отец умер - военные травмы.

***

Моя мама прошла свой путь. Невероятно красивая девушка - мать троих детей - мастер-начальник на химическом производстве - прекрасная бабушка. Как и у всех, у неё есть, что вспомнить. Но таких тяжёлых, таких травмирующих и слёзных воспоминаний, как воспоминания о детстве, больше не было.

Моя мама Нина в юности. Детских фото не сохранилось.
Моя мама Нина в юности. Детских фото не сохранилось.

Моя старенькая мама полулежит на высоких подушках:

- Что сейчас не жить! Сейчас благодать. Современные поколения плохой жизни не видывали. И это хорошо очень. Не дай Бог такого никому! - такие банально-надоевшие, но такие мудрые, дальновидные и благоразумные слова.

То поколение не хочет повторения подобного стократно больше, чем его не хотим мы.

Не дай Бог никому!

Мы многое смогли перевернуть,

Мы осознали, изменили, смяли...

Но кто облегчит драматичный путь

Моей такой несчастной в детстве маме?

Кто ангелом прорвется сквозь года,

Перевернет грехи народовластья,

Утрёт ей слёзы горя навсегда,

И возвратит обратно в детство - счастье?

Ещё раз благодарю всех за прочтение этой моей истории. Пишите и свои семейные хроники. Хоть кратко, но пишите.

А если не хотите сюда, пишите в блокноты и тетради. Пока живы родители, пока вы - помните....

Вот вся эта история в публикациях: