Найти в Дзене
Путешествия души

Барселона. Дом Бальо (Casa Batllo). Дом подводного чудовища

Дом Бальо присоединился к Кварталу несогласия позже своих соседей – в 1904 г. До этого времени здание не представляло собой ничего примечательного и выглядело как наши пятиэтажки (обычная история, если вспомнить настрой Серда).

Однако позднее текстильный магнат Жозеп Бальо-и-Касановас для перестройки этого дома пригласил Антонио Гауди. В принципе, дальше уже можно было бы ничего не рассказывать, но я, выдержав мхатовскую паузу, всё-таки продолжу.

На самом деле Гауди находился в ужасно невыгодных условиях: планировка дома – это узкий фасад и вытянутая основная часть, уходящая внутрь квартала, кроме того дом был зажат между двумя соседними, и дополнительным фактором было соседство шедеврального дома Аматлер.

Гауди достроил ещё один этаж, спроектировал два новых фасада (один внутренний, другой выходит на Пасей Грасия), полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, на котором, размещались помещения для хозяев дома, добавил ещё один этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). И, кроме этого, он внёс инженерные усовершенствования в систему вентиляции, эргономику и, понятно дело, совершенно сместил восприятие обычного.

Начнём с фасада. Есть множество толкований его символики: поэтическое описания моря, карнавальные маски, драконья пещера, мерцающая рыбья чешуя. А вам что видится?

Я вижу кости и черепа, и разверстую пасть, сквозь которую просвечивают внутренности.

Дракон. Несомненно! Смотрите как выгнул он черепичную спину. Я склоняюсь, что дом Бальо – это символический пересказ легенды о Святом Георгии (Жорди - покровителе Каталонии). И башенка-крестоцвет – это славный рыцарский меч, вонзённый в хребет поверженного дракона. Аллегория вечной борьбы добра и зла. На мысль, что символический рассказ о Святом Жорди выступает как частный аллегорический случай наталкивает ещё и украшение башенки-меча (т.е. орудия победы) кованными буквами-инициалами Иисуса, Марии и Иосифа.

Кстати, вот этот трёхмерный крест – тоже изобретение Гауди. Плоский крест, венчающий большинство церковных зданий, не со всех ракурсов можно различить. А этот объёмный крест: с какой стороны ни посмотри на него – остаётся собой.

 Трёхмерный крест и драконий хребет
Трёхмерный крест и драконий хребет

Как ни странно, вся эта фантасмагория не оказывает давящего тяжёлого впечатления, наверно, из-за радостных витражей и многоцветия мозаики.

Ну что, попробуем войти. Должна признаться, внутри Дома Бальо странно – необычно, удивительно – это другой мир, в который даже не ожидаешь попасть, который даже не можешь предположить обнаружить! И сколько ни предупреждали путеводители, странный фасад, посещавшие – всё напрасно, удивление будет только твоим.

Больше всего в доме Бальо сбивает с толку полное (!) отсутствие в его оформлении прямых линий. Точнее, это характерная особенность всего творчества Гауди: «Природа не терпит прямых углов». И Мастер стремился подражать самому прекрасному творцу на нашей планете, этому вечному и мудрому ребёнку. Мне кажется, что это очень верно.

Острые углы и прямые линии повышают агрессию человека – психологически воспринимаются как атака и заставляют защищаться. А плавность и скруглённость, наоборот, успокаивают. Мне кажется, что эта плавность у Гауди от моря: он в детстве подолгу оставался на морском берегу и неустанно смотрел на волны. И внутри дома Бальо очень много моря.

Да, сказать «полное отсутствие прямых линий» - просто и, кажется, что ничего такого от их отсутствия и не случится. Мы настолько привыкли к прямолинейности, что уже просто перестали представлять – как это «без них». Скажу честно, без них поначалу даже сложно и страшно. И это наваливается сразу.

В дом можно войти с нижнего этажа по лестнице. Перед лестницей уже непроизвольно останавливаешься: она похожа на позвоночник какого-то доисторического животного или огромного кита. И при взгляде на неё охватывает некоторое смущение, потому что это позвоночник изнутри, т.е. неожиданно осознаёшь себя во внутренностях кого-то огромного, и это уже пугает, но в то же время вызывает какое-то нездоровое, болезненное желание проникнуть глубже и узнать, увидеть, почувствовать - как.

И поднимаешься дальше уже в состоянии изменённого сознания. Все предметы интерьера без углов – окна, люстры, двери, зеркала – что бы то ни было, будто вырастают из стен. Нет никаких замкнутых пространств: каждое помещение перетекает, будто вырождается в следующее, и в следующее, и в следующее… Ощущаешь себя будто в эшеровской гравюре.

Вот почему странно: где бы то ни было, мы привыкли быть снаружи, находиться в доме Бальо – это будто бы находиться внутри. Текучие формы будто обволакивают, они уютные и живые – вот отчего страшно: если ты внутри живого, то оно тебя, получается, переваривает?

Если додуматься до такого, то вздрогнешь, но, к счастью, ошеломление настолько сильно, что мозг отключается, и осознаёшь себя только на подсознательном уровне. Подсознание никогда не ошибается: дом действительно переваривает, но не тело, мозг, ощущения и самоидентификацию.

Он как кокон, заключает человека в себя, ведь Гауди при строительстве исходил из принципов создания «комфортного жилища», в котором спокойно, уютно. Раз попав в него, уже сложно уйти, оно обнимает, обволакивает, успокаивает. Эти мягкие стены кажутся эластичными – фантазия на тему интерьера бедлама – нарочитое успокоение. Идеальный свой мирок, в который приклеиваешься как к паутине, из которого невероятно сложно выйти. Он настолько внутри себя, что снаружи просто не способно ничего проникнуть, слишком чужеродно, чтобы остаться.

Но это не только видимость «уюта», здесь действительно всё продумано. Система вентиляции: можно открыть деревянные жалюзи под окнами, можно закрыть, чтобы либо дать возможность нагреться помещению, либо охладиться.

Внутренний дворик объединяет световые шахты. Для создания впечатления равномерного освещения размеры окон, выходящих в патио, постепенно при продвижении вниз увеличиваются. Игра светотени кермаической плитки – градиент снизу вверх от белого к синему - также способствует этому впечатлению.

Элегантная и функциональная мансарда дома организована при помощи параболических арок. Мы даже видели ролик, откуда Гауди позаимствовал идею подобной оптимальной конструкции. Снова у природы – параболическая арка встречается в разных созданиях – например, так устроен скелет кита (снова он!).

Когда выходишь на асотею или во внутренний дворик – немножко отпускает. Здесь уже нет ощущения что ты навсегда «внутри», здесь радостно и весело: ветер, разноцветная мозаика, печные трубы необычной формы, воздух.

Пока я бродила по комнатам этого необычного дома, меня не оставляла мысль, что тут настолько всё причудливо, что я лично не могу сказать смогла бы я тут жить? Точнее смогла, но как бы я изменилась, существуя в таком пространстве… Ведь одно дело пройти все комнаты, одну за другой, и совсем другое видеть их каждый день: только открыв глаза видеть странную люстру, похожую на медузу, обедать в гостиной, наблюдая мир через разноцветные витражи, проходить лестницами, перила которых вонзаются в твёрдое море. Наверно, моё сознание вскоре поплыло бы вслед за плавностью линий…

Casa Batllo – это целиком музей, и он, безусловно, стоит посещения! Музей прекрасно организован, продуманно всё: аудиогид на прекрасном английском, интересные инсталляции (это уже на верхних этажах), световые проекции, голограммы, видеоролик с объяснением концепции. И в довершении всего – свежий ветер на крыше этого странного дома-чудища.

PS. Если вам понравилась статья, нажмите лайк. Так я буду понимать, что вам интересно. И я всегда рада поговорить: комментарии приветствуются.